Эксцентричность в йоге: быть или не быть

Эксцентричность в йоге: быть или не быть

Эксцентричность – это склонность к необычному, привлекающему внимание поведению, естественно присущая или созданная намеренно. Какие ассоциации возникают у нас при слове «эксцентричность»? Необычность, неординарность, непохожесть, оригинальность, экстравагантность? Да, верно, это синонимы.

«Эксцентричность начинается там, где вы начинаете плыть против течения». Стэнли Бинг 

Она проявляется в одежде, в образе, в выражении мыслей, в суждениях, в манере поведения – когда человек выделяется из окружающего большинства, обращает на себя всеобщее внимание, необычно себя преподносит. Звучит заманчиво, ибо кто этого не хочет?

49357050_314227359199969_3894254079441353278_n.jpg

Некоторым личностям, от природы уже неординарным, эксцентричность присуща помимо их воли. С другой стороны, встречается и искусственно создаваемая самопрезентация с определённой целью — быть неповторимым и незаменимым. И в этом, в целом, нет ничего предосудительного.

[banner]

Но есть оригинальность и оригинальничание, непохожесть и причудливость, неординарность и чудачество, а также правдивость и граничащая с унижением резкость, эпатаж и вульгарность. Чувствуете разницу?

46001497_263511770988381_654366432407638330_n.jpg

Эксцентричность встречается и в йоге, например:

  • Одежда для практик – идущая намного впереди её обладателя (преподавателя), забирающая всё внимание, отвлекающая от главной задачи практики, а порой и провоцирующая.
  • Украшения – не всегда понятные, шумные, в избыточном количестве.
  • Атрибутика – превалирующая над обучением.
  • Собственная трактовка общепринятых понятий, традиционных принципов – намеренно идущая вразрез с ними с целью продемонстрировать свою оригинальность.
  • Стремление к самым необычным (если не сказать «затейливым») практикам – ради необычности.

52514254_590420134760320_5369118610777520405_n.jpg

Да, йога за последние 80 лет изменилась гораздо больше, чем за 5 тыс. лет до этого. Появилось много новых направлений, как связанных с древними традициями, так и весьма далёких от них и с трудом узнаваемых. Реакция в йога-сообществе на это разнообразие различна: одни сожалеют об утере истинной сущности йоги, другие с облегчением встречают свободу от «догм». Но эта свобода выбора есть, и она налагает большую ответственность за разумность.

Нет однозначного ответа, хороша эксцентричность или нет. Она имеет разные воплощения и, что важно, разные последствия. Так как же определить, выделяться или нет, а если да, то как далеко можно заходить?

16789030_290668894683580_7705233648999464960_n.jpg

Есть категории людей, обладающих неограниченным правом на эксцентричность, и такое право им дают:

  1. деньги  — много, очень много,
  2. власть — практически неограниченная,
  3. возраст — старику и младенцу простительно всё.
  4. уникальность — при условии, что она признана абсолютным большинством (непризнанных гениев просим не беспокоиться).

У кого это есть, может дальше не читать.

51679256_361317144464918_1794195770466233726_n.jpg

А если нет, тогда нужно очень хорошо подумать, прежде чем примерять на себя привлекающие внимание атрибуты – одеяния, фигуры речи, интонацию, манеру поведения, искусственность поз и жестов, своеобразность подхода.

Посмотрим правде в глаза – такую неординарность оценят далеко не все. И это ещё полбеды! Есть большой риск вместо необыкновенного показаться странным, несерьёзным, нестоящим внимания, смешным и даже отталкивающим. И самое печальное, когда это замечают все, только не сам эксцентричный объект.

Разумный выход за пределы допустим, но при одновременном выполнении следующих условий:

  • Вы обладаете безупречным вкусом, чувством меры и стиля.
  • Вам действительно есть, чем подкрепить внешнюю атрибутику (знания, умения, высокая квалификация).
  • Ваша «индивидуальность» не задевает других.
  • Ваша особенность работает на вас, а не против вас.

52861442_2031145383670530_8443732229078411052_n.jpg

В преподавании йоги неординарность заключается в достойной уникальной самопрезентации, направленной на разъяснение преподавательской позиции, а не создание ореола и стремление быть всеобщим кумиром.

Ценность Учителя не в его шарме и магнетизме, не в переполненных залах, не в харизме «через край», а в том, чему у него действительно можно научиться.

Различайте! И будьте адекватны в самооценке и самовыражении.