Эксцентричность в йоге: быть или не быть
Эксцентричность – это склонность к необычному, привлекающему внимание поведению, естественно присущая или созданная намеренно. Какие ассоциации возникают у нас при слове «эксцентричность»? Необычность, неординарность, непохожесть, оригинальность, экстравагантность? Да, верно, это синонимы.
Она проявляется в одежде, в образе, в выражении мыслей, в суждениях, в манере поведения – когда человек выделяется из окружающего большинства, обращает на себя всеобщее внимание, необычно себя преподносит. Звучит заманчиво, ибо кто этого не хочет?
Некоторым личностям, от природы уже неординарным, эксцентричность присуща помимо их воли. С другой стороны, встречается и искусственно создаваемая самопрезентация с определённой целью — быть неповторимым и незаменимым. И в этом, в целом, нет ничего предосудительного.
[banner]Но есть оригинальность и оригинальничание, непохожесть и причудливость, неординарность и чудачество, а также правдивость и граничащая с унижением резкость, эпатаж и вульгарность. Чувствуете разницу?
Эксцентричность встречается и в йоге, например:
- Одежда для практик – идущая намного впереди её обладателя (преподавателя), забирающая всё внимание, отвлекающая от главной задачи практики, а порой и провоцирующая.
- Украшения – не всегда понятные, шумные, в избыточном количестве.
- Атрибутика – превалирующая над обучением.
- Собственная трактовка общепринятых понятий, традиционных принципов – намеренно идущая вразрез с ними с целью продемонстрировать свою оригинальность.
- Стремление к самым необычным (если не сказать «затейливым») практикам – ради необычности.
Да, йога за последние 80 лет изменилась гораздо больше, чем за 5 тыс. лет до этого. Появилось много новых направлений, как связанных с древними традициями, так и весьма далёких от них и с трудом узнаваемых. Реакция в йога-сообществе на это разнообразие различна: одни сожалеют об утере истинной сущности йоги, другие с облегчением встречают свободу от «догм». Но эта свобода выбора есть, и она налагает большую ответственность за разумность.
Нет однозначного ответа, хороша эксцентричность или нет. Она имеет разные воплощения и, что важно, разные последствия. Так как же определить, выделяться или нет, а если да, то как далеко можно заходить?
Есть категории людей, обладающих неограниченным правом на эксцентричность, и такое право им дают:
- деньги — много, очень много,
- власть — практически неограниченная,
- возраст — старику и младенцу простительно всё.
- уникальность — при условии, что она признана абсолютным большинством (непризнанных гениев просим не беспокоиться).
У кого это есть, может дальше не читать.
А если нет, тогда нужно очень хорошо подумать, прежде чем примерять на себя привлекающие внимание атрибуты – одеяния, фигуры речи, интонацию, манеру поведения, искусственность поз и жестов, своеобразность подхода.
Посмотрим правде в глаза – такую неординарность оценят далеко не все. И это ещё полбеды! Есть большой риск вместо необыкновенного показаться странным, несерьёзным, нестоящим внимания, смешным и даже отталкивающим. И самое печальное, когда это замечают все, только не сам эксцентричный объект.
Разумный выход за пределы допустим, но при одновременном выполнении следующих условий:
- Вы обладаете безупречным вкусом, чувством меры и стиля.
- Вам действительно есть, чем подкрепить внешнюю атрибутику (знания, умения, высокая квалификация).
- Ваша «индивидуальность» не задевает других.
- Ваша особенность работает на вас, а не против вас.
В преподавании йоги неординарность заключается в достойной уникальной самопрезентации, направленной на разъяснение преподавательской позиции, а не создание ореола и стремление быть всеобщим кумиром.
Различайте! И будьте адекватны в самооценке и самовыражении.