Созерцание и размышление: их практическая польза в повседневной жизни
Медитация – слово, известное нам в связи с восточными психопрактиками, имеет западное происхождение и с латыни переводится как «размышление, обдумывание». В йоге есть похожее. Это – дхарана, удержание внимания, неотвлечение от чего-либо. А также дхьяна – созерцание, интуитивное понимание. В целом, термины схожи. Можно созерцать объект, его форму, свойства, просто эстетически, а можно и размышлять в связи с наблюдением этого объекта о нем, пытаясь постичь разные его грани, понять его. Я бы представил и размышление и созерцание как части единого процесса внимания к объекту, разные его стороны. Мы можем уделять внимание то одной стороне, то другой.
И созерцание, и размышление нужны нам постоянно в нашей повседневной действительности. Они очень важны нам в связи с нашим саморазвитием. В чем будет заключаться их прямая, конкретная польза?
В экономии времени, в неприкладывании лишних усилий, избегании конфликтных ситуаций, прозорливо предполагая их заранее и не попадая в них, в пути к достижению своих задач и целей при ясном его видении, в умении отличать то, что нам нужно, от того, что таковым не является.
Это непрерывное внимание, постоянное, используется нами везде. Когда мы идем в магазин и смотрим на продукты, мы, опираясь на ощущения своего тела, точно знаем – что и сколько нам нужно. Когда мы идем на встречу, мы знаем, что хотим донести до партнера, что достичь, а чего избежать. Внимание здесь, сейчас, неотвлеченное от важного процесса. Какой процесс является важным? Настоящий, тот, что прямо сейчас, в действительности. Что бы ни было. Читаете вы книгу – читайте внимательно, будьте в ней, сейчас, не отвлекайтесь. Не фантазируйте о прошлом или будущем. Здесь, сейчас. Разговариваете с человеком, ведете машину – делайте это и именно это прямо сейчас. Тогда делаемое вами получится максимально лучшим образом.
В йоге, да и в современной психологии и психофизиологии внимание относится к высшим психическим функциям. И нам нужно произвольное внимание, то, которым мы управляем и владеем, которое мы направляем на тот процесс, что нам важен. В тексте «Хатха-йога прадипика» («Прояснение хатха-йоги») сказано: «Нет хатха-йоги без раджа-йоги и нет раджа-йоги без хатха-йоги». Это очень важный пассаж.
Хатха-йога – это конкретные психотехнические способы, связанные с изменением положения тела – асаны, изменением рисунка дыхания – пранаяма, техниками очищения (дхаути, басти, капалабхати и другие), изменением режима и содержания питания, кодексом собственным нравственным и социальным – моралью.
Раджа-йога – это методы внимания, его концентрации и деконцентрации, объема, переключения, созерцания, процессы анализа и синтеза, обдумывание разного рода вопросов с разных углов зрения. А также планирование, принятие решений, их исполнение и контроль.
Одно не может быть без другого, потому как и работая с телом в позах, и работая с умом и умственными задачами – везде нам нужно внимание. И чем более оно будет здесь и сейчас, без отвлечений от предмета исследования – тем эффективнее и качественнее, а также быстрее мы сделаем то, над чем трудились.
Поэтому мы занимаемся медитацией. Мы занимаемся ей регулярно, с полной самоотдачей, постоянно, с каждым моментом, все более глубоко и полно проживая каждый момент этой бесценной жизни.
Илья Горлов – методолог проекта по формированию нового образа жизни «Динамика», специалист по хатха-йоге и телесной психокоррекции, инструктор Прекша-медитации. Начал заниматься йогой в 2003 году, сбросил 40 кг за 4 месяца, после чего стал помогать людям формировать навыки дисциплинированного отношения к упражнениям тела, питания и мышления.
«Динамика» предлагает курсы по формированию здоровых привычек. За 42 дня вам помогут сформировать здоровые привычки, правильно питаться, регулярно заниматься йогой и развивать осознанность. Ваше тело станет легче и сильнее, настроение - лучше, ум - яснее! Подробнее здесь: http://dynamic.life
Фото: tinydevotions/instagram.com