Посидим в тишине

Про випассану (которая, кстати, во многих странах успешно проводится в тюрьмах) еще говорят «отсидеть». Почему за освобождением нужно отправляться в конц­лагерь? И верно ли идти к избавлению от душевных и телесных мук путем насильственного страдания?

Только так — свидетельствуют 25 веков канонической традиции — можно получить опыт монашеской жизни, встретиться с самим собой и достичь тишины на уровне ума. Освобождение от застарелых болезней, зависимостей, прилив энергии, похудение, нормализация физиологических ритмов организма — не цель, но следствие практики.

PH13-1861.jpg

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА

Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Ее основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Гаутама Будда.
В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимается таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и таким образом устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне – одно из двух основных направлений развития медитации наряду с саматха-бхавана, развитием спокойствия, собранности и сосредоточения. Жесткость курсов, ставящая осознанное восприятие в экстремальные условия, позволяет использовать все ресурсы осознания на полную мощность и приводит к сильнейшему медитативному опыту в кратчайшие сроки.
На данный момент випассаной чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенкой. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддистских странах – Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке – чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. Внешнее отличие последней школы в том, что медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе.

Череда запретов

Опыт випассаны в первую очередь складывается из череды запретов. Монах (а в данном случае и ученик, решивший пройти випассану) живет подаянием (практика проводится на благотворительные взносы студентов предыдущих курсов), ему ничего не принад­лежит, кроме одежды, он поднимается в 4 утра с ударами гонга и медитирует до 21:30 в общем зале или в келье с двумя часовыми перерывами. Он не ест мяса и не принимает пищу после 12 дня (веган­ское питание — разнообразное, изобильное и очень вкусное: на кухне работают служащие из числа старых студентов). В качестве послабления для новичков (так называемых «новых студентов») дают один фрукт и чай с молоком на полдник. В корпусах всегда стоят чайники с отварами трав — успокоительным, слабительным, желудочным, почечным, грудным сбором. От неподвижного сидения, хоть и с короткими перерывами на разминку и отдых, часто обостряются хронические болезни, случаются бессонница и запоры. Все это предлагается считать частью практики, однако некоторые покидают курс из-за проблем со здоровьем, а кто-то не выдерживает психологически — в среднем беглецов около пяти человек на курс. Их отпускают только после беседы с помощником учителя (моя первая соседка сбежала ночью, тайно, в моих джинсах). Если спустя годы они решаются вновь пройти курс, их несколько раз испытывают отказом, укрепляя намерение.

Говорить о наболевшем можно только с менеджерами (практиками с большим опытом ретритов). Они тактично и с большим участием решают бытовые вопросы (даже специально ездили в ближайший город мне за лекарством). Они же выступают переводчиками в беседах с помощником учителя (обычно это прошедшие специальное обучение в медитационных центрах этой традиции европейцы или индусы, владеющие английским), следят за дисциплиной и режимом. Если вы откровенно отлыниваете в часы медитаций в комнате — качаетесь на качелях на улице или просто спите, — вас мягко вернут к практике. С их помощью можно сделать внушение соседу, если он слишком хорошо пахнет или хомячит под одеялом колбасу, что мешает вам сосредоточиться. Кстати, через пару дней, когда обостряются все органы восприятия, начинаешь ценить и обет молчания, и простоту еды, и запреты на парфюмерию, афродизиаки, отвлекающие внимание окружающих от практики. Молиться и выполнять асаны тоже запрещено. Помогать служащим готовить и мыть полы нельзя — это не ваша обязанность. В общем, создана ситуация, при которой нашему беспокойному уму совершенно не за что зацепиться и он обречен на глубокое погружение в себя. На самом деле именно это и является причиной, делающей випассану для многих невыносимой: и правда очень непросто так долго оставаться наедине с самим собой.

10 дней тишины

Именно эта техника, как вещает в своих медитационных центрах по всему миру Гоенка (успешный бизнесмен, однажды избавившийся с помощью этой случайно обнаруженной им в Бирме древней техники от мучительной мигрени), привела Гаутаму Будду к просветлению. Випассана заявлена как не относящаяся ни к одной из религий, но путь ученика випассаны вполне по-буддистски начинается с поисков прибежища в истине — это шила (нравственность), самадхи (покой ума) и панья (интуитивная мудрость). По прибытии на курс студенты заполняют анкету (хрониче­ские болезни, принимаемые медикаменты, нет ли проблем с психикой, каковы отношения в семье, был ли наркотический, целительский, эзотериче­ский опыт). В ней же все обещают не ступать ни шага за территорию семинара до конца 10-го дня и следовать требованиям нравст­венного поведения: не убивать, не воровать, не лгать, отказаться от интоксикантов и любой сексуальной активности. После заселения в четырехместную комнату студент получает номер своего места в зале. Это место — один метр с полосатым ковриком.

Волевой порог

Вечером первого (на самом деле «нулевого») дня все повторяют мантру на языке пали — формальную просьбу научить медитации Анапана. Эта простая с виду медитация продолжается три дня — учеников просят следить за дыханием и ощущениями с посте­пенным сужением участка наблюдения до треугольника под носом. По идее, так достигается самадхи — острота ума, способность концентрироваться на ощущениях тела. Но поначалу не выдерживаешь и минуты, чтобы не отвлечься на игры разума. Про эту борьбу за право быть в центре собственного внимания потом хорошо сказала моя соседка: «Твое левое полушарие идет войной на правое, а ты вроде не при делах — наблюдаешь за дыханием». Перед каждым заходом на час-полтора медитации голос Гоенки на англий­ском с жутким индийским акцентом озвучивает все инструкции, а следом мягким женским голосом идет русский перевод.

BV02-1015.jpg

На экране

На четвертый день дается сама техника випассана — перемещение участка внимания по всему телу. Развитие уравновешенности и осознанности путем наблюдения за ощущениями во всем теле и, как следствие, понимание закона их непостоянства, иллюзорности (аничча) — это способ достичь интуитивной мудрости. Смысл техники — в наблюдении единственно объективной реально­сти — реальности своего тела.

Перемещение внимания, по идее, должно становиться непрерывным потоком тонких, то есть приятных ощущений. А грубые ощущения — боль, неудобство, онемевшие ноги и негнущаяся спина — уходят, потому что ты не придаешь им значения. Но и собст­венное эфирное тело из светящихся частиц, и внутреннее видение чакр, и все волшебство, которое может принести свободный поток энергии («продвинутым» предлагается направлять его вглубь тела, прощупывая позвоночник), — лишь ощущения, которые появляются, чтобы потом исчезнуть. Потому что все пройдет, ведь закон природы — непостоянство, аничча.

О СВЯЗИ ЙОГИ И ВИПАССАНЫ

Илья Журавлев, инструктор московского центра «Йога 108»:

«Осознанность и наблюдение ощущений без неприятия или привязанности к ним часто рекомендовал поддерживать во время выполнения асаны мой первый учитель. Позже, обучаясь в Индии у других мастеров, я встречал похожий подход. Наверное, это обычное дело для культур, где широко известна медитация. Но у нас встречается, что практикуют асаны в резком, «спортивном» стиле. Тогда исчезает текучесть, энергия движется негармонично. Встречается и «зависание» на ощущениях, желание «поймать кайф» либо, наоборот, паническая боязнь неприятных ощущений и дискомфорта. Думаю, что опыт випассаны может помочь исправить подобные препятствия в практике йоги. И всем искренне посоветую: «прочитать» и «попробовать дома» – это совсем не то. Не стройте иллюзий – вы никогда не сможете, живя в социуме, воссоздать режим интенсивного ретрита».

Тайна третьей планеты Випассана базируется на тезисе о том, что структура психики состоит из сознания, восприятия, ощущения и реакции на ощущения. Отзываясь на внешние впечатления — будь то приятная еда, победа футбольной команды, предательство близкого человека, — мы создаем определенные «зарубки», так называемые санкары влечения и отвращения. И со временем мы начинаем бессознательно реагировать на уровне этих программ, мы становимся заложниками санкар и всю жизнь по­ступаем механистически, гонимся за удовольствиями и избегаем страданий, наступая на одни и те же грабли. Не прожитая нами боль остается в сердце занозой (а в теле — мышечным блоком), нереализованные намерения — иллюзиями. Смысл техники — в «зачистке» личной чувственной истории. Когда ум спокоен, он не создает новых санкар, и со дна сознания начинают подниматься старые. Их точный образ — зеркальные цветы в «Тайне третьей планеты», которые «отслаивали» увиденное в обратной хронологии.

Сидение по мукам

Не реагировать на физические ощущения учит медитация Аддитана (твердого намерения, с которым Будда сел под дерево медитировать в ночь своего просветления: «Я не встану с этого места и не изменю позы до тех пор, пока не узнаю причину страдания»). Начиная с четвертого дня в течение трех часовых медитаций придется прекратить попытки поменять позу каждые пять минут, устраиваясь поудобнее в своих гнездах из подушек-спальников-валиков-скамеечек, и сидеть с закрытыми глазами неподвижно. Как бы ни горела поясница и ни чесалось за ухом, стоит перетерпеть — и обнаружить в себе новые, неисследованные пределы. Не будьте наивны: хоть тысячелетняя история Хатха-йоги и указывает нам четыре позы, в которых можно подолгу сидеть с прямой спиной (Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана), сколько ни ерзай, самой удобной наверняка окажется «недолотос» на подушке (судя по его популярности в зале и моему опыту). Вообще для новых студентов випассана становится в первую очередь практикой этих четырех асан. И именно в долгожданный миг звучания финальной мантры приходит окончательное — на уровне тела! — понимание того, каким образом наши эмоции превращаются в мышечные блоки, как наши физические и ментальные тела непрерывно создают друг друга. Мне кажется точным наблюдение одной студентки: «Практикуя випассану, вы выполняете лишь одну сидячую позу, но значительные отрезки времени. Лично мое состояние менялось от эйфории до глубокой депрессии, но в итоге ум успокоился. Как будто я нашла ту умст­венную мышцу, которую можно втянуть, чтобы достичь нужного результата».

В новой жизни

На 10-й день после обучения новой технике Метта-бхавана, завершающей медитации, которая посылает любовь и сострадание всем живым существам, заканчиваются молчание и половая сегрегация, хотя все «нельзя» еще в силе. Стоит хоть раз посетить випассану, чтобы после девяти с половиной дней далекой внутренней эмиграции побывать на этом пиру, узнать цену каждого слова, увидеть внутренним взором, как души — уже родные, но еще незнакомые — буквально раскрываются навстречу друг другу. После завершения первой випассаны я была не в силах оторвать глаз от юной пары: они не могли даже обняться после 10-дневной разлуки, он едва прикасался к ее запястью, по ее лицу текли слезы. Эквивалентом абсолютной, необусловленной любви в этот день становится все: воздух, природа, еда, рассказы однокурсников о пережитом, слова, визитки, телефоны, звонки домой с покаяниями и признаниями, запись на уборку территории… Потребность радоваться и отдавать безгранична (ведь теперь твоя жизнь наконец-то изменится!) — так что берите с собой на випассану ровно столько денег, сколько хотите пожертвовать.

СТУДЕНТЫ КУРСОВ — О ПЕРЕЖИТОМ

«Я не перестала желать красивых вещей, новой машины и счастья в личной жизни, но думаю об этом спокойно, без надрыва».

«Улучшил зрение на полдиоптрии, существенно выпрямил спину, похудел на три кило и, видимо, хорошо поправил желудок. Вернулся с массой энергии и как будто бы гораздо более уравновешенный, чем был».

«Впервые почувствовала внутренний покой — и поняла, чем он отличается от состояний «плохо», «хорошо» и «все равно».

«Из-за отсутствия «айпода», с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими».

«В этом состоянии раскрывается сердце и уходит страх боли. После года непрерывной практики (между двумя курсами випассаны) я сижу и ощущаю себя рождественской елкой с переливающимися огнями на поверхности и почти остановившимся временем внутри».

«Випассана позволяет открыть вторую половину мира. В современном социуме нет практики наблюдения за собой и погружения внутрь. Все задачи, вся жизнь, все мечты и устремления нацелены на внешнее — куда нам до внутреннего».

RHA-238-5114.jpg

Адаптоген

Жизнь действительно изменится: будет непросто адаптироваться к большому городу, к работе и транспорту, доказывать в ответ на подколки друзей, что «это не секта». Потом покажется, что от честно высиженного равновесия не осталось и следа, что уже не отмахнуться от неровностей судьбы словом «аничча». Но вы уже никогда не будете прежним. В моей жизни случилось так, что страдания, от которых я бежала на випассану, не исчезли, а усугубились, и дошло до того, что противники випассаны называют диссоциацией личности, — отстраненности ума от реакции на внешний мир. И если бы не странное безразличие к тому, что недавно доводило до слез, я бы никогда не опустила руки, не уволилась бы с работы, не приняла бы свою депрессию, не решилась бы пройти курс психотерапии, не сменила бы профессию, не приложила бы усилия, чтобы захотеть быть счастливой не так, как мечталось, а как-то иначе, не укрепилась бы в практике, не переоценила бы отношение к людям, не увидела бы свою чудовищную гордыню и свои иллюзии. Все, что нужно было мне тогда, — это сдаться. И випассана, с которой я изначально сражалась до победного «на слабо», с полными карманами украденных с завтрака пряников и с ожиданием подвоха в душе, все-таки обманула. Не когда я поливала крашеный пол спортзала не выплаканными в школе слезами; не когда под конец особенно мучительной Аддитаны устала страдать, и меня резко ударил в межбровье прилетевший изнутри пылающий огненный шар, и все мое существо втянулось в него, как измерительный метр в рулетку, и стало падать в пропасть вдоль позвоночника (тело оставалось непо­движным!); и не когда в невыносимой ситуации открывалось такое терпение, что я себя не узнавала. Она обманула меня, когда я приехала на второй ретрит, оказавшийся совсем иным. Никаких мультфильмов мой внутренний телевизор не показал, мне просто дали зеркало — сколько уже пройдено, и опять я в самом начале пути.

246964_1645288665718_164193.jpgЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЭКСПЕРТУ: АЛЕКСАНДР АДУШКИН

Соучредитель Российского фонда випассаны, психотерапевт, тренер, директор проекта «Институт осознанности» (Москва)

Чем отличается випассана Гоенки от випассаны, практикуемой в других традициях буддизма?

— Во-первых, структурой ретритов. Во-вторых, формой преподавания – курс записан на электронные носители информации. В-третьих, практика адаптирована под мышление западного человека: тонкости объясняются с помощью аутентичных фразеологических оборотов, присущих языку страны, в которой проводится випассана. В отличие от других школ, випассана по Гоенке популяризирует только медитацию в положении сидя, где на начальных стадиях за основу взято исключительно наблюдение за ощущениями в теле.

Невзирая на то, что в других школах випассаны продолжительность, интенсивность и объекты созерцания могут быть иными, суть медитации остается неизменной: беспристрастное наблюдение за феноменами, к которым относятся ощущения в теле и объекты ума. Все это неизбежно приводит к развитию однонаправленного внимания, формирует уравновешенность, необусловленность сознания, обнаруживает «пустотность» (бессубстанциональность) всех феноменов и того, что мы называем «Я». И, что самое главное, ведет к прекращению страдания.

Существует ли критика випассаны Гоенки в современном мире?

— Широко известна критика Ошо, о которой можно почитать в интернете. Также можно отнести к критике пренебрежительное отношению к випассане некоторых современных западных последователей Махаяны, Ваджраяны и Дзогчена. В этих направлениях буддизма считается, что путь випассаны – это путь отречения для людей со средними способностями, в то время как практикующие Махаяну, Ваджраяну и Дзогчен – это люди с высшими способностями, и поэтому випассана им ни к чему.

На мой взгляд, такой точки зрения придерживаются в основном люди недалекие, не имеющие реального опыта самонаблюдения, без которого невозможна практика более высоких уровней по­священности. Спор на тему «чья практика лучше» в буддизме представляет из себя пустую трату времени, поскольку любой опыт, ведущий к выс­шему совершенству и просветлению, является совершенным.

Была ли техника випассаны утеряна?

— На лекциях Гоенка рассказывает о том, что випассана была утрачена и сохранилась лишь в Бирме, где из поколения в поколение передавалась от учителя к ученику в своей первозданной чистоте. Гоенка утверждает, что именно благодаря сокрытости випассана и сохранила свою эффективность, потому что не была испорчена современными трактовками. Поскольку я сам лично не присутст­вовал при передаче техники Буддой своим ученикам (с тех пор, если верить источникам, прошло более 2600 лет), то не могу ответить на этот вопрос со всей достоверностью. Однако известно, что монастыри, в которых практикуется випассана, разбросаны по всему миру. В числе стран – Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. И существование некоторых из них насчитывает не одну сотню лет. А вот действительно ли там на протяжении всех этих столетий практика оставалась живым учением, а не слепым следованием традиции, – это уже другой вопрос.

Опасна ли випассана для душевного здоровья практикующего?

— На сегодняшний день випассана является одной из самых сильных, полезных, эффективных и в то же время достаточно безопасных практик «саморегуляции». Но это только при условии, что студент действительно заинтересован в практике, выполняет ин­струкции учителя, не занимается самодеятельностью, не нарушает дисциплину во время ретрита. Тут важна мотивация. А если человек приехал только потому, что «нынче модно ездить на випассану», то он не извлечет из этого опыта никакой пользы.

Могу сказать, что позитивные результаты даже от одного 10-дневного ретрита проявляются сразу, и они настолько ошеломляющи, что не могут быть не замечены окружающими. Навык по осознанию своих реакций, сформировавшийся во время прохождения курса випассаны, остается с человеком навсегда, хоть и требует регулярной поддерживающей практики в течение жизни. Как, впрочем, и белизна зубов требует каждое утро и вечер использования зубной щетки и пасты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

www.ru.dhamma.org – официальный сайт российского общества випассаны, где можно подать заявку на прохождение курса

www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm – учебник техники Махаси Саядо

unreadable.name/vipassana-critique-rus.html – познавательная научная статья с критикой техники Гоенки от практика

esoteric.kiev.ua/osho/vipassana.html – Ошо о випассане и критике Гоенки

lordaphex.livejournal.com/86602.html – поразительной откровенности рассказ о випассане целителя-экстрасенса

«випассана>