Медитация при ходьбе: почувствуй себя уверенно
Практику медитации при ходьбе я привёз из тайских монастырей лесной традиции. Чаще её практикуют на севере Таиланда и в Мьянме, откуда родом Махаси Саядо — мастер, который дал западному миру доступный почти всем вариант медитации прозрения — Випассаны.
Вы наверняка слышали про Випассану — 10-дневные ретриты, во время которых практикующие по многу часов должны сидеть в неподвижной позе и отслеживать ощущения в теле. Такой жёсткий экпресс-вариант Випассаны — быстро через боль к просветлению — популяризировал мьянмарский бизнесмен Сатья Нараян Гоенка.
Смысл такого подхода: человек оказывается в максимально непривычной для себя обстановке и вынужден до 10 часов в день проводить в сидячей позе — всё это погружает в особое трансовое состояние, позволяет пережить неудобные чувства и справиться с ними — и ура, после 10 дней ретрита выйти из него таким победителем себя самого и вообще большим молодцом.
В мягком подходе Махаси Саядо нет места для побед, зато есть очень естественное пространство для самоисследования, а привычная сидячая медитация чередуется с медитацией лёжа и при ходьбе. Здесь не заставляют через боль концентрироваться на невыносимо ярких телесных опытах, а предлагают изучать самые обычные ощущения — и в них, оказывается, много чего интересного. Таким образом вы не взламываете свой ум, а просто наблюдаете за разными его проявлениями и учитесь быть внимательным — к себе и к реальности. Это навык, который можно унести с собой из тишины ретрита в обычную жизнь. В этом сила мягкого метода.
И вот медитация при ходьбе — важная часть такого естественного подхода. У методики масса достоинств. Практикующие её монахи говорят о пяти: она развивает выносливость при совершении длительных пеших переходов (не слишком актуально в современном мире, но всё же), она хороша для развития дисциплины, для здоровья, для переваривания пищи после обеда и достигаемое ей сосредоточение длится в течение долгого времени.
Как телесно-ориентрованный терапевт я заметил, что медитация при ходьбе очень хорошо работает с одной из базовых проблем человека — ощущением опор. Вы просто во время медленной ходьбы концентрируетесь на стопах — и постепенно начинаете чувствовать себя гораздо более заземлённо, уверенно, спокойно. Во время медитации при ходьбе вы точно не заснёте, что очень вероятно, когда начинаешь осваивать долгую медитацию сидя.
Вот, на что стоит обращать внимание, обучаясь этой замечательной медитативной технике:
- Концентрируйтесь на ощущениях в стопах. Традиционно советуют наблюдать за 3 фазами шага: как стопа отрывается от земли, переносится, касается земли. На начальном этапе наблюдайте именно за ощущениями в теле, а не за чувствами, которые они вызывают. В чувствах гораздо легче потеряться. Концентрируйтесь на том, как ощущения сменяют друг друга.
- Шаг следует начинать только после того, как завершён предыдущий.
- Взгляд должен быть расфокусированным, направленным вперёд и немного вниз, чтобы не отвлекаться от концентрации.
- В буддийской литературе есть разные взгляды на положение рук во время медитации при ходьбе. Меня учили держать их сложенными перед собой. И вот сейчас я пытаюсь понять зачем.
- Просто наблюдайте за ходьбой — действием, которое мы совершаем тысячу раз в день.