Медитация и Дхьяна — не одно и то же
Читая статьи и высказывания на темы духовных практик, неоднократно приходилось сталкиваться с интерпретацией слова дхьяна как медитации, что с моей точки зрения не совсем правильно. Любую практику сосредоточения, можно назвать медитацией, и объектом концентрации может быть что угодно: тело, дыхание, пламя свечи, какое то божество в практиках поклонения и так далее. Медитация — это процесс, попытка сконцентрироваться, удержать внимание на объекте. Но поскольку концентрация обычно неустойчива, состояния сознания изменяются, и поэтому более близким аналогом слова медитация является слово дхарана.
Дхьяна, в этом смысле — не процесс, а состояние (так же как и самадхи), состояние внутреннего Безмолвия, в котором присутствует непрерывная концентрация на объекте, которая на каком то этапе становится самопроизвольной, то есть не нужно прилагать усилия чтобы удерживать внимание. Но при этом не стоит забывать, что объект концентрации задаёт направление движению сознания практикующего и влияет на него, а также во многом определяет результат практики. Об этом хорошо сказано в Бхагавад Гите, если рассматривать эту шлоку в контексте внутренних практик, которые там присутствуют :
«Поклоняющиеся богам идут к богам, поклоняющиеся предкам идут к предкам, поклоняющиеся духам и призракам идут к духам, поклоняющиеся Мне идут ко Мне».
То есть объект сосредоточения, задаёт направление движению внимания (сознания). И ещё одна шлока, говорящая о важности глубины практики :
«Те, кто преданы другим богам и, исполненные веры, поклоняются им, также поклоняются Мне, но не так как следует... они не знают Моей истинной природы и поэтому падают вниз (то есть не достигают цели)».
То есть, несмотря на то что Всё происходит из единого источника Творения, далеко не все практики способны соединить с этим источником, так как не могут дать необходимой глубины погружения сознания. Если в качестве объекта выбирается тело или дыхание, то даже достигнутое состояние внутреннего Безмолвия и хорошая концентрация, всё равно будут состоянием достаточно поверхностного сознания. Если же, объектом будет внутренний звук, например, то он может очень глубоко погружать внимание практикующего, выводя его далеко за пределы осознания дыхания и тела.
В практике йоги, объекты концентрации и технологию работы с ними даёт Гуру. Эти объекты направляют внимание практикующего внутри его сознания, погружая его всё глубже. Направлением этого погружения является собственный Дух (Высшее Я). Это приводит к пробуждению очень глубоких слоёв сознания, и всё большему контакту со своим Духом.
В самадхи происходит слияние с Ним. Дхьяна в йоге — состояние предшествующее самадхи, от него до самадхи один шаг. Это очень глубокое состояние сознания, далеко за пределами органов чувств, гораздо глубже чем состояния дхараны. И именно эта глубина погружения и является основной характеристикой дхьяны, которой невозможно достичь без наработки инструмента погружения — способности непрерывной длительной концентрации на объекте, а также значительного пробуждения сознания.
Далеко не все техники медитации способны привести к этому состоянию, даже при хорошей концентрации. Какие-то не ведут в нужном направлении внимание, какие-то не могут дать необходимой глубины погружения. Поэтому не стоит отождествлять медитацию с дхьяной, а нарабатывать концентрацию можно на любых объектах.
Хорошей всем практики!