Медитативный режим в Йоге23 - кому и для чего он нужен

Медитативный режим в Йоге23 - кому и для чего он нужен

Практика
|  27 сентября 2016

Слово «медитация» сейчас знакомо всем, при этом о самом состоянии медитации известно мало кому. А состояние истинной медитации – единицам. Другими словами, есть много различных названий и способов медитации, которые в действительности различаются глубиной. Возьмем самый глубокий уровень, описываемый в Дзогчен как выход индивидуального сознания за пределы материи и энергии и растворении всего, что может быть как-то описано, прочувствовано и даже осознаваемо в бесконечном источнике бытия. В общем, медитацию практически невозможно точно описать словами, поэтому и существует такое большое количество интерпретаций медитации как понятия и как метода. Также по уровню глубины существует множество медитаций, различаемых по способам, направлениям и целям. И чем менее глубокий уровень, тем больше вариаций. Про один из не совсем обычных способов медитации я хочу рассказать.

В данном случае мы рассмотрим медитацию как распределение внимания во внутреннем объеме физического и эфирного тел в различных асанах, когда при глубоком погружении в них происходит созерцание формы, и асана предстает как проводник в более глубокие слои сознания. Здесь мы не будем рассматривать тонкости в управлении и направлении внимания в концепции последних методических разработках Yoga23Fit для медитативных режимов, так как все равно это не объяснить не только в этом посте, но в любом тексте вообще, а также из-за того, что данные нюансы работы с вниманием являются уделом совсем ограниченного числа йогинов и даже далеко не всех преподавателей йоги 23. Скажу лишь, что эти нюансы практикуются тогда, когда уровень осознанности позволяет отличать желания от намерения и практикующий четко знает, для чего он выполняет данные манипуляции с сознанием и понимает ответственность, которую несет в связи с производимыми действиями в тонких слоях реальности.

Когда не так давно в йоге 23 появились медитативные режимы в качестве методических дисциплин, многие адепты, а также преподаватели столкнулись с непониманием этих режимов. И это естественно, так как данные режимы упражнений хатха-йоги -– это уже умение входит в медитативные состояния, которые не могут быть поняты интеллектуально и из состояния сознания, не прошедшего качественную трансформацию вследствие практик цигун, йоги, медитации, фридайвинга или восточной традиционной музыки. Прямые духовные практики я не рассматриваю, так как они скорее являются следствием вышеупомянутых практик и медитативных режимов йоги.

Применительно к йоге 23 данные режимы естественно вытекают из статических, когда в результате занятий практик достигает такого уровня энергии физического и эфирного тел, при котором кристаллизуется наблюдатель, который уже в меньшей степени отождествляется со своим физическим телом, эмоциями, мыслями и в целом со своей личностью. Хотя уровня энергий первых двух тел недостаточно для растворения эго и слияния с Источником. И скорее всего тут уж действуют кармические законы – у каждого свой потолок: либо дано, либо не дано. И как всегда это проявляется в свободной воле – в желании и решимости двигаться до и за границы своего потенциала.

При естественном переходе от статических режимов к медитативным, в целом, задача хатха-йоги, как подготовка тела к следующим боле высоким ступеням развития сознания исчерпывается, и асаны отходят на задний план в качестве очистительной и профилактической практики, а также для освоения чистого лотоса – падмасаны, которая необходима для продвижения на самых высоких ступенях сознания. Ну, и для некоторых практиков – в качестве инструмента социальной реализации, интеграции достигнутого уровня осознания в социуме и дальнейшего саморазвития в обмене с другими людьми – преподавании йоги.

И все-таки для общего понимания медитативные режимы в йоге 23 осуществляются следующим образом.

В основе режима, конечно, лежит дыхание и расслабление. Дыхание здесь осуществляется такое же, как сидя на стуле или на полу со крещеными ногами в медитации – то есть медленное, поверхностное, центром которого является низ живота. И так же, как и в обычной медитации, необходимо полностью расслабиться, но только уже в асане. И здесь без подготовки не обойтись. Расслабиться даже в простой асане без наработанной энергетической плотности и свободной циркуляции энергии по каналам, проще говоря, без сильных и гибких глубоких структур опорно-двигательного аппарата, достаточно сложно. И еще более сложно находиться в асане в течение нескольких минут с медленным поверхностным дыханием. Даже если взять достаточно простую пасчимоттанасану, то если она не освоена и в ней трудно полностью расслабиться, несколько растянутых дыханий приведут к тому, что тело начнет трясти, что в принципе более свойственно статическим режимам в период освоения йогических форм.

Конечно, возникает вопрос, для чего нужны такие режимы в йоге на начальных этапах. В принципе, медитация – это закономерный итог йогической практики, и через такой режим можно быстрее развить гибкость тела. Тем не менее, чтобы прийти к расслаблению, в любом случае придется пройти через преодоление напряжения в теле с помощью усилий, то есть через создание целенаправленного напряжения (в данном случае в большей мере используя гравитацию), целью которого является осознание неосознаваемого напряжения. Так что возвращение внимания в тело – процесс весьма мучительный на первых порах.

На продвинутом уровне это более интенсивный способ медитации, направленный на нагнетание энергии и распределение эфирной плотности, с целью использования ее (энергии) как топлива для ухода в более тонкие слои сознания. И вот там уже медитация как средство на пути осознания разделяется на практику как движение к Источнику-Богу или как средство реализации задач и намерений (желаний) Эго, в общем, как магический инструмент. Выбор куда идти как всегда теоретически основывается на основании свободной воли, но фактически на основании зрелости души. Хотя, на самом деле только мы сами глубоко в себе знаем ответ и возможно все-таки можем выйти за свои пределы по собственной воле, ибо для чего тогда вообще жить? В общем, если по жизни у вас не получается найти себе место и успокиться, то, вероятно, вы родились как раз для того, чтобы что-то серьезно преодолеть в себе, но у вас не хватает осознанности и решимости. А это можно и нужно исправить.

Таким образом, даже на более тонких слоях сознания дуальность остается, а значит и необходимость выбора. Но выбора уже более осознанного, а потому и более ответственного. Вот к этому осознаванию, на мой взгляд, и ведут медитативные режимы в йоге 23 и йога23, в целом.

В заключение хочется сказать самую главную вещь: ключом любой медитации является любовь. В ней нет эгоистической заинтересованности, а значит и выбор всегда будет верный – выбор из сердца….


Дмитрий Матвеев, преподаватель методики Йога23: https://www.facebook.com/guy2be

Фото: istockphoto.com





Регистрация
Вход
Регистрация
Вход