Лама Сопа о медитации: «Осознанность может быть просто выпендрёжем»
«Медитация очень проста. Когда вы слышите о медитации в первый раз, вы можете подумать: «Это, должно быть, что-то совершенно особенное; медитация – это не для меня, а только для особых людей». Это только создает разрыв между вами и медитацией. На самом деле, когда вы смотрите телевизор, что мы все делаем, вы совершаете что-то немного похожее на медитацию. Когда вы смотрите телевизор, вы наблюдаете за тем, что происходит на экране; когда вы медитируете, вы наблюдаете за тем, что происходит на внутреннем экране вашего ума – где вы можете увидеть все ваши хорошие качества, но также и весь ваш внутренний мусор. Вот почему медитация проста. Однако разница в том, что посредством медитации вы изучаете природу своего ума, а не чувственный мир желания и привязанности.
Почему это важно? Мы думаем, что мирские вещи очень полезны, но наслаждение, приносимое ими, минимально и переменчиво. Медитация, с другой стороны, может предложить намного больше – радость, понимание, более высокий уровень общения и контроля. Контроль здесь не означает, что вас кто-то контролирует, кроме вашего собственного знания-мудрости, которое представляет собой абсолютно мирный и радостный опыт. Таким образом, медитация очень полезна. К тому же, если вы преувеличиваете ценность внешних объектов, думая, что они – самое важное в жизни, вы игнорируете вашу внутреннюю красоту и радостную энергию; если вы смотрите только вовне себя, вы пренебрегаете своими самыми ценными человеческими качествами – вашим умом и потенциалом общаться на более высоком уровне. Таким образом, медитация ясно показывает, какие объекты привязанности сбивают вас с толку, и какие состояния ума вы с ними связываете.
Медитация – это очень быстрый метод открытия природы реальности. Это совсем как компьютер. Компьютер может проверить многие вещи крайне быстро, соединить их вдруг вместе, — пау! – и мы на Луне. Подобно этому, медитация может быстро прояснить вещи, но мы не должны проходить через трудности изучения методом проб и ошибок в ходе лабораторных экспериментов. Многие люди, кажется, думают, что совершение ошибок – очень важная часть изучения. С моей точки зрения, это неправильное понимание. «Чтобы изучить реальность несчастья, нужно пережить несчастье на собственном опыте?» Я говорю, что это не так. Посредством медитации мы можем ясно изучить вещи, без необходимости переживать их.
Итак, медитация не означает изучения Буддийской философии и Учения. Это изучение нашей собственной природы: чем мы являемся и как мы существуем.
В некоторых книгах сказано, что цель медитации – сделать нас осознанными, но, несмотря на обычную Западную коннотацию, термины «осознанность» и «сознательность [состояние сознания]» не обязательно позитивны. Они могут быть себялюбивыми функциями эго. Осознанность и сознательность не означают полностью пробужденное состояние знания–мудрости. Осознанность может быть просто выпендрёжем. Я имею в виду, мы можем быть часто осознанны и сознательны, но так как мы не обладаем ни мудростью, ни пониманием, наши умы все еще загрязнены. Мы думаем, что мы осознанны, но наши умы затуманены и неясны. Отсюда следует, что осознанность и сознательность не являются исключительно результатом медитации. Вот что должно произойти с помощью медитации: осознанность и сознательность должны стать знанием–мудростью.
Другой распространенной идеей является то, что медитация прекрасна, потому что приносит покой и расслабление. Но покой и расслабление – не обязательно результат медитации. Например, когда мы спим, и наш ум опускается на бессознательный уровень, мы расслаблены. Конечно, это не то расслабление, которое дает медитация.
Медитация освобождает нас от неконтролируемого, загрязненного ума. Автоматически, мы становимся радостными и можем видеть смысл в нашей жизни. Следовательно, мы можем направить энергию нашего тела, речи и ума в благотворном направлении, вместо того, чтобы тратить ее зря, не зная, чего мы хотим.
Фактически, чаще всего мы не знаем, чего хотим. Мы пробуем что — то, но затем «Ох, я не хочу того». Затем, мы пробуем что-то еще, но снова «Я этого тоже не хочу». Наша жизнь постоянно меняется, меняется, меняется; снова и снова, наша энергия сублимируется в одно, затем — в другое, и мы ни к чему не приходим — звучит знакомо, не так ли?
Мы должны удостовериться, что мы понимаем наше поведение. Мы преодолеваем такие расстояния, такое количество жизненных ситуаций, не понимая, в каком направлении действительно стоит идти, таким образом, тратим огромное количество времени. Медитация очищает и проясняет наше видение, наделяя нас способностью понимать разные стили жизни, верования практически каждого живого существа во Вселенной. Итак, мы можем видеть, что является стоящим, а что — нет. Человек, сидя на месте в медитации, может все это видеть. Это определенно возможно.
Когда наши умы чисты, мы можем выбрать жизненный путь, приносящий пользу».
Из учения Ламы Йеше (Блумингтон, США 1975 год). Перевод Дины Скаковой. Источник: www.lamayeshe.com.
Лама Сопа Ринпоче — наставник тибетского буддизма традиции гелуг. Известен как буддийский наставник, автор ряда книг и духовный глава международной сети буддийских центров Фонда поддержания Махаянской традиции.
Фото: fpmt.org