Как спокойный ум излечивает наше тело: медитация Десикачара

Как спокойный ум излечивает наше тело: медитация Десикачара

Сын и старший ученик одного из величайших йогов нашей эпохи, Шри Тарумалаи Кришнамачарьи, Десикачар был пионером современной йога-терапии и основателем некоммерческого оздоровительного центра Krishnamacharya Yoga Mandiram, в который ежегодно стекаются тысячи пациентов со всего света. Йога-терапия Десикачара базируется на фундаментальном принципе, провозглашенном его отцом: все люди разные, и практику необходимо адаптировать под нужды и способности каждого ученика.

Многие с легкостью выполняют сложные асаны, но спросите их: счастливы ли они? По словам Десикачара, истинное мастерство в йоге измеряется степенью ее влияния на повседневную жизнь, в частности на наш ум и наши взаимоотношения с другими людьми.

Йога делает особый акцент на роли ума в оздоровительном процессе. «Физическое и эмоциональное здоровье невозможно без спокойного и стабильного ума», – говорил Десикачар. Древние йоги разработали множество техник, при помощи которых можно успокоить ум и использовать его силу во благо тела и души. К этим техникам относится и медитация. Она прекращает метания нашего ума, и он становится спокойным и умиротворенным.

Считаю в уме

С тех пор как три года назад моя практика претерпела существенные изменения, я стала придавать учению Десикачара особое значение. Во время своего путешествия по Ямайке я пила так много воды, что у меня сильно снизился уровень натрия в крови. Начались конвульсии, нарушилось сердцебиение, и меня срочно госпитализировали. Дома, в Северной Каролине, я пролежала в коме четыре дня. Очнувшись, наконец, в палате интенсивной терапии, я не была напугана, зла или расстроена. Мое состояние можно было бы определить как посттравматическое блаженство. Счастливая просто потому, что живу, я не имела ни малейшего представления о том, что со мной происходит, хотя и понимала, что не могу передвигаться без посторонней помощи, и знала, что мне, возможно, придется жить с хронической болезнью почек.

Я слишком скверно себя чувствовала, чтобы читать или смотреть телевизор, поэтому я лежала на своей больничной койке и занималась йогой. Как вы понимаете, моя практика мало походила на привычные последовательности аштанга-виньясы. На самом деле единственной позой, которую я пыталась выполнить, была Шавасана (поза Мертвеца). Я также работала с дыханием, в частности считала вдохи и удлиняла выдохи, пела про себя мантры, представляла исцеляющий свет и сосредоточивалась на по­оче­ред­но расслабляющихся участках тела. Короче говоря, основой моей практики стала медитация.

Со временем я поправилась и вернулась к обычной жизни. А вот моя практика с тех пор изменилась навсегда. Раньше главным для меня было выполнение поз. Но если йога – это только асаны, то как же быть, когда мы физически не способны их выполнять? Оказавшись на грани между жизнью и смертью, я убедилась в том, что истинная сила йоги заключена в ее способности укрощать ум и способствовать тем самым нашему духовному развитию, а если мы больны – то и нашему исцелению. Я до сих пор с удовольствием выполняю асаны, однако теперь моя практика менее агрессивна и я больше времени провожу в медитации.

Благотворное воздействие медитации выражается в четырех аспектах. Первый – арта, или уменьшение страдания. Когда мы медитируем, боль – и физическая, и эмоциональная – отступает. Второй – джнянам, трансцендентальное знание. Во время медитации может возникнуть вспышка – миг ясности и мудрости. Она подобна молнии: на какую-то секунду все освещается, а потом снова погружается во мрак. Однако память об этом прозрении, а также его влияние на нас сохраняются. Медитация также способна пробудить сверхъестественные силы, называемые артхарта. Кришнамачарья, который умер в 1989 году в возрасте 100 лет, умел на несколько минут останавливать сердцебиение без каких бы то ни было негативных последствий. И наконец, четвертый аспект – это бхакта, осознание высшей истины. В медитации мы можем раскрыть свою истинную природу.

Однако практика требует определенных условий. Если ум по­сто­ян­но отвлекается, к медитации мы не готовы. В традиции йоги принято выделять пять состояний ума. Первое состояние, на санскрите именуемое кшипта, – это беспокойство, которое мешает думать, слышать или находиться в безмолвии. По словам Десикачара, в таком состоянии медитировать не имеет смысла. Если чувствуете, что возбуждены, лучше выполнить асаны или пранаяму, которые собственно и предназначены для того, чтобы успокоить ум. Пока он не войдет в четвертое состояние – экагру, он не сможет сосредоточиться. Именно это состояние является залогом успешной медитации.


В глаза, в угол, на объект

Регулярная практика асан и пранаямы помогает успокоить ум, а если вы ведете малоподвижный образ жизни или только оправились от болезни – восстановить силы и сосредоточиться. Даже если вы спокойны, здоровы и находитесь в хорошей физической форме, дыхательные техники и асаны приведут тело и ум в еще большую готовность для медитации и сделают практику более полной.

По мнению Десикачара, мысль о том, что в медитации ум должен быть пустым, – не более чем заблуждение. На самом деле мы должны заполнить его объектом исследования. Ум не может быть пустым, за исключением тех моментов, когда мы пребываем в глубоком сне. Наша цель – «обрести единство с объектом, на котором мы сосредоточиваемся». А фокусом может быть все что угодно: солнце, луна, цветок, дерево, человек, божество, звук, цвет, ваше тело или дыхание. Десикачар предлагает выбирать приятный для себя объект, который одновременно способствовал бы исцелению. Важно, чтобы трансформация ума была позитивной. Ведь все, что происходит в уме, отражается на теле. Однако не следует путать ум с интеллектом. Здесь речь идет о центре осознанности – о сердце.

Рокировка

Чтобы медитация оказала глубокое воздействие, не обязательно находиться в ней часами. Начать можно и с пяти минут: одна на подготовку, две с половиной – собственно на медитацию и еще минутка на то, чтобы выйти из нее. Как только вы почувствуете эффект от практики, вам захочется увеличить время. Не надо превращать медитацию в культ – запредельный и потому сложный. Необходимо постоянно адаптировать практику к нашим настоящим возможностям.

Во время одного из семинаров Десикачар устроил десятиминутный сеанс медитации для вызвавшегося добровольцем мужчины по имени Джон. У Джона были проблемы с зависимостью, которые он считал следствием сложных отношений с отцом. Джон рассказал, как безмерно зол на отца и как сильно любит свою мать. Десикачар нарисовал круг, символизирующий жизнь Джона. Затем выделил небольшой сектор, который отвел под сердитого отца, а в оставшемся поле расписал позитивные аспекты жизни Джона, включив туда и добрую мать. Десикачар отметил, что Джон не одинок. Все мы склонны видеть плохое и не обращать внимание на хорошее. Каждый раз, когда Джон начинал негативно высказываться о своем отце, Десикачар предлагал ему заменить свое раздражение на мысли о матери.

Современные психологи называют процесс замены негативных мыслей на позитивные познавательным рефреймингом. Десикачар говорил, что этот способ ментального перепрограммирования является древнейшей йогической техникой, описанной мудрецом Патанджали в сутре II.33 трактата «Йога-сутры» как прати пакша бхавана. Вместо того чтобы позволять беспокоящим мыслям погружать наши тело и ум в отчаяние и создавать в них напряженность, мы можем заменить их на позитивные, несущие мир и спокойствие.

Лично для меня практика прати пакша бхаваны тоже оказалась чрезвычайно эффективной. Всякий раз, почувствовав давление негативных мыслей, я сознательно начинала думать о своем втором рождении, когда очнулась от комы с полной уверенностью в том, что все будет хорошо. Любой стресс блекнет на фоне этого бесценного подарка – ведь я заново обрела жизнь и здоровье. Каждое утро я начинаю с медитации. В течение всего дня я стараюсь удержать это ощущение покоя и поделиться им с другими. И каждую ночь я возношу молитву благодарности Богу за то, что он подарил нам чудо дыхания.

Фото: istockphoto.com; yoga-ashtanga.net/