Как асана становится медитацией в движении

Как асана становится медитацией в движении

Современная йога одержима асаной – практикой форм тех или иных поз. Другие практики в рамках современной йоги тоже изучаются, но все-таки асана затмевает их все. Многие критики сильно сокрушаются по этому поводу, утверждая, что в рамках классической йоги асана – не более, чем поддержка, цель которой состоит в том, чтобы подготовить тело к медитации в положении сидя, и что сама по себе практика асан пуста.

Медитация, без всякого сомнения, является высшей практикой йоги: без неё не может быть йоги. Как пишет Сватмарама в «Хатха-йога прадипике», люди, которые выполняют асаны без знаний о медитации, просто теряют своё время. Поэтому с учетом относительного равнодушия современной йоги к практике медитации, кажется, что её критики в чем-то правы.

Однако они недооценивают то, что асана может быть гораздо большим, чем просто вспомогательной практикой, гораздо большим, чем методом развития устойчивого положения сидя. Когда асана выполняется с необходимой концентрацией, когда в ней правильно уравновешены открытость и внутренняя опора, она сама по себе становится медитацией в движении.

1. Хатха и раджа йога

В «Йога-сутрах» Патанджади определяет асану как третью ступень восьмиступенчатой системы классической аштанга йоги. Санскритское слово «асана» буквально означает «место для сидения», и практика асан – это практика принятия положения сидя конкретно для медитации. Такое сидение включает в себя не только положение тела, но также положение ума – они должны быть сбалансированы для того чтобы медитативное состояние могло развиваться.

Патанджали не раскрывает практику подробно, но говорит следующее: «стхира сукхам асанам» – асана должна быть устойчивой и удобной. Положение медитации должно быть устойчивым и удобным, чтобы мы могли наблюдать за происходящим с абсолютной невозмутимостью. Мы заземляем волнение чувств и мыслей без вовлечения паттернов напряжения, которые могли бы исказить наши переживания. Удержание такой позы требует практики – и в классической традиции это ни что иное, как практика асан.

В традиции хатха-йоги, которая возникла приблизительно через десять веков после Патанджали, практика асан предстаёт уже несколько более сформированной. Асана здесь используется не только для медитации, но также для очищения и тонизирования психофизического тела. В «Хатха-йога прадипике» даются инструкции относительно 16 асан, только три из которых напрямую показаны для медитации (Сиддхасана, Падмасана и Бхадрасана). Остальные 13 поз рекомендуются для получения различных полезных психофизических эффектов, которые Сватмарама описывает в некоторых деталях. Он говорит, например, как они уравновешивают доши, разжигают пищеварительный огонь, уничтожают болезни или снимают чувство усталости.

В свете сказанного практика асан в традиции хатха-йоги предстаёт как играющая терапевтическую роль, которую она не играла в более древней традиции, описанной Патанджали. Другими словами, практика делает фокус на уравновешенность физического тела. Но это не означает, что хатха-йога рассматривает асану и медитацию как отдельные практики. Наоборот, терапевтическое предназначение практики асан способствует внутреннему балансу мужской и женской энергий, и этот баланс, который по своей сути является балансом стихиры и сукхи, значим ничуть не менее, чем медитативное состояние ума.

Традиция хатха-йоги базируется на идее, что природа нашего существования имеет физиологическую основу, и мы можем преодолеть ее, работая на грубом уровне с движением дыхания. Наши мысли и чувства – это огромное количество пластов жизненной энергии, которая течёт сквозь наше тело, и они отражают такие же обусловленные паттерны. Поэтому изменяя привычные модели дыхания и позволяя ему течь плавно, мы можем рассеять чары нашей ментальной обусловленности. Это означает, что мы можем вычищать загрязнения ума, осадочные наслоения памяти и переживаний. В результате мы можем начать воспринимать вещи с улучшенной ясностью.

В первой строфе своего текста Сватмарама говорит, что раджа-йога - это вершина цели, а хатха-йога - лестница, ведущая к ней. Говоря о раджа-йоге, он имеет в виду классическую йогу Патанджали. В его представлении хатха-йога должна быть не соперником классической йоги, а внутренней опорой. И как он разъясняет позднее, метод хатха-йоги воздействует непосредственно на психофизическое тело для пробуждения такого же высокого состояния сознания.

В традиции хатха-йоги терапевтическое использование асан предназначено для того, чтобы высокое состояние медитации делать более достижимым за счёт движения праны и чтобы прорываться сквозь паттерны обусловленности нашего ума. Когда прана прорывается сквозь эти паттерны, это уничтожает иллюзии эгоистичного ума. Это пробуждает ум тела, изначально ему присущий, и вызывает медитативные озарения.

2. Корни современной йоги

Та практика асан, которая дошла до наших дней, пришла из традиции хатха-йоги. За очень редким исключением, эти практики можно проследить по учению мастера из Южной Индии Шри Тирумалая Кришнамачарьи (1888-1989), искусного практика йоги, который методу хатха-йоги обучался у мастера Рамамохана Брахмачари у подножия Гималаев.

Кришнамачарья, согласно его биографии, сначала обучался в Калькутте. Однако ему сказали, что единственный человек, который может обучить тайному значению Сутр – это Брахмачари. Твердо намеренный добиться своей цели, Кришнамачарья больше двух месяцев шёл пешком, чтобы достичь пещеры Брахмачари у подножия горы Кайлаш в Тибете.

Затем он в течение девяти дней сидел возле пещеры, на холоде и без еды, пока, наконец, Брахмачари не бросил ему чапати. Это был знак, что мастер согласится принять Кришнамачарью в качестве своего студента. Затем Брахмачари приказал Кришнамачарье в течение 8 дней придерживаться строгой диеты, состоящей исключительно из фруктов. И только после этого начались занятия по сокровенному учению Сутр – и начались они с асаны.

Вероятно, Брахмачари придерживался мнения (которое мы также находим в Сутрах), что, за исключением нескольких редких душ, никто не может войти в медитативное состояние без серьезного психофизического восстановления. В связи с этим он заставлял своих студентов упорно заниматься практикой асан. Кришнамачарья рассказывал, что Брахмачари знал 8000 поз йоги и что он обучил его 3000 из них, включая терапевтическую пользу асан и противопоказания к ним. Хотя Кришнамачарья стремился к знанию сутр, он получил интенсивный курс терапии хатха-йоги, науку работы с телом для развития медитативного состояния ума.

Обучение закончилось когда Брахмачари попросил своего ученика вернуться в Южную Индию, обзавестись семьей и нести в мир знания о хатха-йоге. Кришнамачарья почтительно отнёсся к пожеланию своего учителя, осуществляя его на протяжении всей оставшейся жизни. Больше шести десятилетий с непоколебимой решимостью он обучал хатха-йоге. Из-за особенностей своего характера – он был суров и его боялись – Кришнамачарья оставил немного учеников, однако ряд из них стали всемирно известными учителями, распространив учение йоги на Запад. Это Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Дешикачар, Шриватса Рамасвами и Мохан, величайшие имена в современной йоге. Их системы обучения определили практику асан такой, какой мы её знаем, но их источником был Кришнамачарья.

3. Виньяса крама

Согласно учению Кришнамачарьи, асана практикуется по принципу искусства последовательности, которое называется виньяса крама, где поза, дыхание и направление взгляда вместе нанизаны на нить непрерывного внимания. Истоки этого искусства точно не известны (Кришнамачарья давал смешанные сведения), однако не вызывает сомнений то, что оно является важной частью истории современной йоги. Это вдохновило современное направление виньясы и в целом произвело неизгладимое впечатление на общие представления о йоге. Самое главное, это привело высшие и низшие практики классической аштанги к единой созерцательной форме, объединившей асану с пранаямой и пратьяхарой. Таким образом, искусство виньяса крамы сделало технологию классической йоги более доступной для обычных людей, которые из-за своих социальных обязанностей (работа, семья) не имеют возможности заниматься психодуховной практикой в течение всего дня.

Санскритский термин «виньяса» имеет ритуальный, обрядовый оттенок. Оно относится к определенному размещению ритуальных объектов при очерчивании границ места религиозного поклонения. В виньяса краме четкое расположение позы, дыхания и направления взгляда используется для освящения внутреннего пространства тела одновременно с созданием внутреннего жара. Ощущения, которые возникают внутри этого пространства, считаются священными, и по мере того, как обряд совершенствуется, они бросаются в жертвенный огонь осознания. Таким образом, практика виньяса крамы – это своего рода ягна, или огненное жертвоприношение, сжигающее иллюзии обусловленного ума.

Принцип, формирующий развитие этого очищающего процесса, – увеличение качества дыхания, а позы имеют много уникальных форм, через которые дыхание может двигаться. В сущности, виньяса крама – это практика дыхания. Ее смысл, как и других дыхательных практик в традиции хатха-йоги, – уравновесить полярности тела. С одной стороны, здесь творческая сила вдоха – разогревающая, сияющая, расширяющая и способная расти. С другой стороны, растворяющая сила выдоха – охлаждающая, затемняющая, сжимающая и заземляющая. Когда эти силы уравновешены и выровнены, они создают условия для возникновения медитативного состояния.

Перевод статьи Тая Ландрума