Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 2

Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 2

В первой части статьи «Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 1» — мы рассмотрели самый сложный этап практики — обретение привычки медитировать. Первый шаг на пути сделан.

Второй этап пути — джханы (дхяны)

При регулярной практике медитации даже сессии по 15 минут в день быстро приводят к ощутимым изменениям: осознанность вырастает, концентрация стабилизируется, усиливается интуиция, сон становится крепче, настроение лучше и появляется ощущение, что в медитации есть что-то еще — нечто неуловимое и манящее. Так появляется желание пойти глубже. 

На этом этапе мы начинаем открываться в практике, стараемся медитировать дольше и чаще, ищем общества практикующих и учителей.

Если вы практикуете медитацию анапанасати, и у вас есть опытный наставник, то очень скоро вы приходите к своему первому медитативному опыту — джханам.

Это ни с чем не сравнимые состояния сознания, после которых медитация преобразуется в совершенно иное качество. В некотором смысле с этого момента начинается настоящая практика медитации, а всё что было до, можно назвать подготовительным этапом. Очень интересно описал джханы Виктор Пелевин в своей книге «Тайные виды на гору Фудзи».

photo-1512438248247-f0f2a5a8b7f0.jpg

Что такое джханы (дхяны)?

Джханы — это состояния сознания, достигаемые в медитации, своего рода вкус медитации. Всего их 8: джханы с 1 по 4 называют материальными, а с 5 по 8 — нематериальными или сферами. В буддизме джхановые состояния называют «непомраченными состояниями сознания». На практике это состояния предельной ясности и собранности ума. Джхановые состояния без тренировки ума в обычной жизни недоступны, но все же иногда посещают нас на мгновения.

Стабильность внимания и уровень осознанности, натренированные в предшествующих медитациях, являются ключом, открывающим дверь в эти невероятные состояния. С опытом джханы становятся доминирующими состояниями и в обычной жизни. С некоторыми оговорками можно сказать, что пробужденные люди живут в джханах постоянно. 

Человеку, освоившему навык входа в джханы, открывается возможность медитировать длительно и перейти на следующий этап пути.

Третий этап пути — нематериальные сферы сознания

Выход в нематериальные джханы — это знаковый этап развития ума практикующего. Добраться до этих состояний непросто, для этого требуется глубокая и разносторонняя подготовка ума, тела и эмоциональной сферы. Нематериальные джханы становятся доступными преимущественно в длительных многочасовых сессиях медитации.

Каждая из сфер имеет свой набор характеристик и свое название:

  • 5 джхана — сфера бесконечного пространства
  • 6 джхана — сфера бесконечного сознания
  • 7 джхана — сфера отсутствия всего
  • 8 джхана — сфера ни-восприятия и ни-не-восприятия

В 5-й джхане растворяются границы тела и ума, мы начинаем ощущать их иллюзорность и свою нераздельную связь с миром. В 6-й проявляются на практике 3 буддийские характеристики бытия:

  1. Аничча — непостоянство
  2. Дуккха — страдание
  3. Анатта — не-я

7-я джхана является границей существования сознания и осознавания. Медитация анапанасати на этом уровне превращается в чистое наблюдение, а сознание замыкается на самом себе. Остается лишь сознание, наблюдающее сознание, наблюдающее сознание.

photo-1505495963507-5e60072181e4.jpg

Это крайняя точка существования иллюзии непрерывности «фильма жизни», далее сознание перестает быть цельным и в сфере ни-восприятия и ни-не-восприятия становится дискретным. В 8-й джхане осознавания как такого нет, лишь фрагменты, рефлексируемые постфактум, после возвращения из нее.

Пребывание в нематериальных джханах, как и сами многочасовые медитативные сессии наиболее интенсивно трансформируют ум. На нейронном уровне изменения мозга происходят несоизмеримо быстрее, чем в небольших медитативных сессиях. Практика нематериальных джхан стремительно развивает випассану (випашьяну) и самадхи (шаматху), так необходимых для опыта пробуждения.

Четвертый этап пути — ниродха и просветление

Ниродха — это буддийское состояние прекращения восприятия и чувствования. Это своего рода переживание собственной смерти и воскрешения, вершина медитативной практики, так как дальше «дороги» просто нет.

Подготовленный ум, длительные сессии медитации или поездки на ретриты рано или поздно приводят к опыту ниродхи. И хотя ниродха не гарантирует получение опыта просветления или опыта Ниббаны (Нирваны), она является предшествующей ступенью к нему.

photo-1508672019048-805c876b67e2.jpg

В буддизме Тхеравады разделяют 4 стадии просветления:

  1. Соттапана (вступивший в поток)
  2. Сакадагами
  3. Анагами
  4. Арахант (полностью просветлённый)

Если говорить буддийским языком, то корректнее говорить не опыт просветления, а опыт пробуждения. Пробуждения от чего? — от сна неведения в природу ума и реальности.

Каждый опыт ниродхи углубляет опыт пробуждения, а первая ниродха почти всегда ему тождественна. Далее накопление опыта ниродхи приводит к углублению опыта Ниббаны (Нирваны) и переходу на следующую ступень просветления\пробуждения.

Медитация анапанасати позволяет за довольно короткий промежуток времени прийти к возможности длительных медитаций, что приводит к интенсивной тренировке ума в так необходимых для опыта просветления качествах випассаны и самадхи.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.