Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 2
Содержание статьи
В первой части статьи «Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 1» — мы рассмотрели самый сложный этап практики — обретение привычки медитировать. Первый шаг на пути сделан.
Второй этап пути — джханы (дхяны)
При регулярной практике медитации даже сессии по 15 минут в день быстро приводят к ощутимым изменениям: осознанность вырастает, концентрация стабилизируется, усиливается интуиция, сон становится крепче, настроение лучше и появляется ощущение, что в медитации есть что-то еще — нечто неуловимое и манящее. Так появляется желание пойти глубже.
Если вы практикуете медитацию анапанасати, и у вас есть опытный наставник, то очень скоро вы приходите к своему первому медитативному опыту — джханам.
Это ни с чем не сравнимые состояния сознания, после которых медитация преобразуется в совершенно иное качество. В некотором смысле с этого момента начинается настоящая практика медитации, а всё что было до, можно назвать подготовительным этапом. Очень интересно описал джханы Виктор Пелевин в своей книге «Тайные виды на гору Фудзи».
Что такое джханы (дхяны)?
Джханы — это состояния сознания, достигаемые в медитации, своего рода вкус медитации. Всего их 8: джханы с 1 по 4 называют материальными, а с 5 по 8 — нематериальными или сферами. В буддизме джхановые состояния называют «непомраченными состояниями сознания». На практике это состояния предельной ясности и собранности ума. Джхановые состояния без тренировки ума в обычной жизни недоступны, но все же иногда посещают нас на мгновения.
Стабильность внимания и уровень осознанности, натренированные в предшествующих медитациях, являются ключом, открывающим дверь в эти невероятные состояния. С опытом джханы становятся доминирующими состояниями и в обычной жизни. С некоторыми оговорками можно сказать, что пробужденные люди живут в джханах постоянно.
Третий этап пути — нематериальные сферы сознания
Выход в нематериальные джханы — это знаковый этап развития ума практикующего. Добраться до этих состояний непросто, для этого требуется глубокая и разносторонняя подготовка ума, тела и эмоциональной сферы. Нематериальные джханы становятся доступными преимущественно в длительных многочасовых сессиях медитации.
Каждая из сфер имеет свой набор характеристик и свое название:
- 5 джхана — сфера бесконечного пространства
- 6 джхана — сфера бесконечного сознания
- 7 джхана — сфера отсутствия всего
- 8 джхана — сфера ни-восприятия и ни-не-восприятия
В 5-й джхане растворяются границы тела и ума, мы начинаем ощущать их иллюзорность и свою нераздельную связь с миром. В 6-й проявляются на практике 3 буддийские характеристики бытия:
- Аничча — непостоянство
- Дуккха — страдание
- Анатта — не-я
7-я джхана является границей существования сознания и осознавания. Медитация анапанасати на этом уровне превращается в чистое наблюдение, а сознание замыкается на самом себе. Остается лишь сознание, наблюдающее сознание, наблюдающее сознание.
Это крайняя точка существования иллюзии непрерывности «фильма жизни», далее сознание перестает быть цельным и в сфере ни-восприятия и ни-не-восприятия становится дискретным. В 8-й джхане осознавания как такого нет, лишь фрагменты, рефлексируемые постфактум, после возвращения из нее.
Пребывание в нематериальных джханах, как и сами многочасовые медитативные сессии наиболее интенсивно трансформируют ум. На нейронном уровне изменения мозга происходят несоизмеримо быстрее, чем в небольших медитативных сессиях. Практика нематериальных джхан стремительно развивает випассану (випашьяну) и самадхи (шаматху), так необходимых для опыта пробуждения.
Четвертый этап пути — ниродха и просветление
Подготовленный ум, длительные сессии медитации или поездки на ретриты рано или поздно приводят к опыту ниродхи. И хотя ниродха не гарантирует получение опыта просветления или опыта Ниббаны (Нирваны), она является предшествующей ступенью к нему.
В буддизме Тхеравады разделяют 4 стадии просветления:
- Соттапана (вступивший в поток)
- Сакадагами
- Анагами
- Арахант (полностью просветлённый)
Если говорить буддийским языком, то корректнее говорить не опыт просветления, а опыт пробуждения. Пробуждения от чего? — от сна неведения в природу ума и реальности.
Каждый опыт ниродхи углубляет опыт пробуждения, а первая ниродха почти всегда ему тождественна. Далее накопление опыта ниродхи приводит к углублению опыта Ниббаны (Нирваны) и переходу на следующую ступень просветления\пробуждения.
Медитация анапанасати позволяет за довольно короткий промежуток времени прийти к возможности длительных медитаций, что приводит к интенсивной тренировке ума в так необходимых для опыта просветления качествах випассаны и самадхи.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.