Анапанасати — медитация, ведущая к просветлению? Часть 1
В этой статье рассмотрим развитие практики на примере ключевой буддийской медитации Анапанасати. В практике этой медитации в качестве опоры медитации используется естественное дыхание, ведущее к глубокому успокоению ума и тела.
Самый сложный участок пути — сделать первый шаг
В начале пути встречается больше всего препятствий и ловушек — на этапе от первой медитации до регулярной практики. Это действительно очень непросто начать тренировать свой ум и делать это регулярно.
Просветление и полезный результат практики медитации так и останутся где-то «там», пока не будет сделан первый практический шаг. А для того, чтобы после этого втянутся в медитацию и сделать практику привычкой, достаточно соблюдать всего 4 правила:
[banner]- Практика должна быть простой и естественной.
- Медитация должна быть приятной.
- Медитировать важно каждый день.
- Практика должна приносить ощутимый результат в жизни.
Значительное количество доступных сейчас видов медитаций пришли из ведических систем, это практики концентрации и одноточечного сосредоточения.
Такие виды медитаций очень тяжелы для неподготовленных новичков. Кроме того, чтобы их практиковать нужны уже хорошо развитые концентрация и осознанность.
С другой стороны, мы эмоциональные существа и, если мы не получаем удовольствия от действия, то, только используя силу воли, мы можем заставить себя что-то сделать. Каждое такое включение силы воли к медитации приводит к росту внутреннего сопротивления в практике.
Часто достаточно всего одной медитации на силе воли, чтобы потом на долгое время отбить само желание медитировать. Поэтому так важен второй пункт — медитация должна быть приятной.
Не менее важен и быстрый результат практики. Если мы что-то делаем и это приносит ощутимый результат в жизни, это способствует росту мотивации.
Медитации концентрации
Медитацию Анапанасати часто называют медитацией с концентрацией на дыхании, и в этом кроется большая ошибка понимания сути этой практики. Дыхание является не объектом концентрации, а опорой осознанности, метрономом, якорем практики.
Практиковать медитации концентрации без подготовки для новичков занятие крайне затруднительное. Первые 15 минут практики — это самый сложный период в медитации, помехи и мысли захватывают внимание быстрее, чем удаётся это обнаружить.
Здесь чаще всего применяется сила воли и попытки концентрации с целью подавления мыслей, что приводит к росту внутреннего напряжения и появлению ещё большего количества помех.
Как с этим быть? Развлекаться в медитации и наслаждаться ей! Использовать в первые 15 минут медитацию метта. Эта медитация приятна и интересна, в ней постоянно что-то происходит.
Самый беспокойный и нестабильный период пролетает быстро и незаметно, а самое главное, открывается техническая возможность перейти к медитации анапанасати. А в качестве бонуса от медитации метта вы обретаете ключ от своей эмоциональной системы и возможность программировать свои ежедневные состояния.
Как технически выполняется медитация Анапанасати
В формальной медитации мы сидим или лежим, и глаза закрыты, но зрительный канал работает. Практика Анапанасати представляет здесь нечто среднее между смотрением вперёд, наблюдением за дыханием и чувствованием.
У визуалов и кинестетиков точка баланса может смещаться ближе к смотрению или чувствованию, соответственно, у людей с техническим складом ума к наблюдению за дыханием. Если баланс нарушается, то включается контроль, сбивается дыхание, возникают телесные помехи.
С медитацией метта в начале сессии и переключением на Анапанасати далее вы довольно быстро втянитесь в медитацию и сделаете её регулярной привычкой. И если сначала вам будет нужно преодолевать внутреннее сопротивление, то через несколько недель практики, сопротивление сменится на внутреннюю мотивацию.
Ещё через некоторое время, вы естественным образом доведёте длительность медитаций до 40 и более минут, а это уже возможность коснуться медитативных состояний — джхан. А там и до просветления недалеко. Продолжение следует.