Йога и стресс

Когда мы слишком напрягаемся, мы доводим себя до стресса, постоянной тревожности и изнеможения. Однако если не прилагать усилий, можно так никогда и не реализовать свой потенциал. В своей новой книге «The Practice is the Path» («Практика и есть пусть») преподаватель йоги Тиас Литтл описывает, как обнаружить «золотую середину». А также мы представляем пранаяму для внутреннего баланса.

Кто такой «достигатор»?
Нас с детства учат, что нужно быть успешными. Именно настрой на внешний успех (и все, что он в себя включает) и есть основная мотивация для очень многих людей – именно это движет их мыслями, мечтами и целями. Влияние этой огромной силы часто остается незамеченным, пока, в редкие минуты тишины, мы наконец не сталкиваемся лицом к лицу с внутренним достигатором.

Когда я впервые начал заниматься йогой, эта же тяга к достигаторству мотивировала меня делать прогибы и стойки на руках. Я стремился к приобретению и искал одобрения. Эти были силы, запущенные давно, силы гораздо более сильные, чем моя собственная столь короткая жизнь.

Мне понадобилось много лет для того, чтобы увидеть силы, которые лежали в основе моих решений. Это требовало от меня терпения, упорства и сильной веры. Бессчетное число раз я у себя спрашивал: «К чему я так привязан?» «Кто этот достигатор?» «И чего я хочу достичь?» Это был процесс, похожий на археологические раскопки, в ходе которого я прочесывал слой за слоем семейной истории. Точно так же, как археолог раскапывает древнее захоронение, используя самые разные инструменты, работа с собственной психикой также требует долгой, самоотверженной и очень тонкой работы. Посредством размышлений и медитации я «прочесывал» свою карму слой за слоем – надежда, страх и желание оставляли свои отпечатки на мягком песке моей души.


Интеграция «достигатора»
Я думаю, что каждый из нас представляет собой скопление артефактов из нашей семейной и культурной истории, которая как ДНК закодирована в нашей коже, костях и плоти. Когда мы впервые начинаем заниматься восточными практиками – например, йогой или цигуном – мы стремимся освободиться от архивного материала нашей личной истории.
И если, начав заниматься, мы можем начать учить незнакомый язык, необычно одеваться и выполнять экзотические ритуалы, на второй части нашего пути мы должны описать полный круг, чтобы интегрировать личную историю нашего личного «я».
Вызов работы с достигатором – дилемма не только XXI века. На восьмеричном пути правильное усилие подразумевает, что, с одной стороны, не нужно слишком усердствовать, а с другой – не поддаваться лени и ступору. Будда слишком хорошо знал, в чем опасность излишних усилий. В начале своего духовного пути он подвергал себя очень суровым испытаниям и самонаказанию. Он стремился подчинить себе ум и тело при помощи силы воли посредством сурового тапаса (аскетизма). Посредством голода, прнаямы и йоги он довел себя до истощения. Опробовав на себе суровый аскетизм, он стал позже проповедовать срединный путь, который не отдает предпочтение ни аскезам, ни праздности.
В течение дня, на коврике и вне его, правильное усилие требует постоянного размышления. Нам нужно спрашивать себя «Не перегибаю ли я палку? Не слишком ли усердствую?» Правильное усилие (или то, что я называю сбалансированным усилием) – не практика, которую можно сделать один раз – это постоянная работа. Мы должны стать олицетворением сбалансированного усилия – в том, как мы тренируемся, растим детей, учимся, моем посуду, общаемся с начальством. В йоге мы ищем срединный путь в каждой позе, в каждом цикле дыхания, в каждой попытке утихомирить мысли в медитации.

Осуществление правильного действия в повседневной жизни очень важно для нашего благополучия. Если мы слишком усердствуем вне коврика, то становимся заложниками стресса, тревожности и усталости. С другой стороны, когда мы не прилагаем достаточно усилий, мы можем никогда не реализовать свой потенциал.
Искусное действие – тонкий баланс между легкостью и вниманием, устойчивостью и уступчивостью. Правильное усилие должно быть движимо энтузиазмом, фокусом и выносливостью.

Благодаря правильному действию, мы приходим в ту часть пути, которую эго никогда не смогло бы себе представить. Мы ступаем на территорию, на которой нечего получать, не за что хвататься, и больше некем становиться. Ум пуст и внимателен, и мы входим в присутствие, которое не поддается определению и не может быть сформулировано словами. Это странное состояние милости – будто тебя наполнило огромное, прекрасное, открытое пространство.