Ваша йога-садхана: как сохранить баланс между семейной жизнью и практикой йоги?
Прежде всего, Садхана – это ежедневная практика, которая выстраивается, когда вы перестаёте жаловаться и анализировать, а просто начинаете практиковать, несмотря ни на что. Человека, посвятившего себя практике садханы, называют термином садхака (мужчина) или садхвика (женщина).
Для меня домашняя йога-садхана очень сложная и животрепещущая тема, потому что я воспитываю троих сыновей и при этом стараюсь сохранить баланс между социальной и семейной жизнью и собственной практикой йоги. Когда-то, когда у меня был только один ребёнок и я жила в Индии, мне казалось, что нет никаких преград для ежедневной полноценной практики. Я укладывала своего малыша в гамак и занималась рядом с ним по два часа. Почти через шесть лет у меня родился второй сын, а через десять третий – и тогда началась моя настоящая садхана. Читая различную эзотерическую литературу, я встречала много мнений, говорящих о том, что семейная жизнь и дети забирают всю энергию и сконцентрированность, и путь семьи диаметрально противоположен пути садхвики. Но на своём опыте я убедилась, что это не так. И опыт таких гуруджи как Кришнамачарьи, например, у которого была жена и шестеро детей, говорит об обратном.
- Время. Семейная жизнь – это ежедневная ответственность и работа над собой. Твой ребёнок проснулся в 6 утра, и вместо практики ты должен проводить время с ним, потом другого ребёнка нужно собрать в школу, третьего в детский сад. И такая круговерть продолжается изо дня в день. Казалось бы, как выстраивать здесь свою ежедневную практику, да и вообще, возможно ли заниматься чем-либо кроме детей, дома, готовки и рутинных дел? На самом деле, когда у меня появились дети, я стала практиковать гораздо регулярнее и ответственнее, потому что я почувствовала ценность времени, ценность настоящего. Когда я была предоставлена самой себе, то всё время играла в компромисс с самой собой, время казалось бесконечным, но одновременно тратилось в пустую. Сейчас я чётко рассчитываю на то, что когда мой ребёнок заснул, то я не сажусь праздно пить чай. И ограниченность, предопределённая тем, что через час ребёнок проснётся и всех нужно забирать из школы/садика, готовить ужин, даёт очень чёткое понимание того, что я должна делать в этот момент. На прогулки я беру с собой коврик и даже зимой делаю возможные асаны стоя. Поэтому первое, что мне хотелось бы сказать: успех вашей садханы в осознании настоящего. Когда ты сразу включаешься и, как сказано в комментариях Вьясы к йога сутрам Патанджали: «Не может осуществить йогу тот, кто не предаётся подвижничеству».
- Эмоции. И вот ты уже стоишь на коврике и не успел сделать даже первый круг Сурья Намаскар, как ребёнок, например, проснулся. Конечно же, сразу захлёстывают такие эмоции, как гнев и разочарование. Но и это тоже живительный нектар для настоящего садху – это и есть очень мощная практика сохранения равновесия и обретения контроля над своими чувствами. Как сказал Свами Сатьянанда Сарасвати: «Садхана – это путь преодоления умственных помех». Для меня эта фраза очень понятна. Потому что в ней кроется суть наших эмоциональных реакций. Ум начинает анализировать происходящее, возникают негативные эмоции. Но если вы преодолеваете их и спокойно делаете своё дело, неся благость и довольство, то это будет такой же эффективной тренировкой для вашего разума как выполнение асан для тела. Мне очень понравилось такое точное определение садханы: «Ты есть то, что ты делаешь каждый день». И именно отсутствие выбора и времени семейной жизни даёт возможность ежедневной духовной тренировки. Отсутствие идеальных условий – это расширение возможностей работы над собой. Потому что йога-садхана в семейной жизни – это очень живая работающая практика, видя которую люди понимают, что, чтобы заниматься йогой, не нужно ждать идеального места и идеального дня, нужно просто взять и начать заниматься. Как сказал Б.К.С. Айенгар: «Самое трудное – это постелить коврик». Мой коврик, правда, практически всегда лежит расстеленным, чтобы не тратить время и на это.
- Выбор. Это самый сложный пункт, о котором мне хотелось бы рассказать. Эгрегор в современном обществе настолько силён, подпитан социальными сетями, СМИ и возможностью всё время быть на связи с кем угодно, что у большинства моих знакомых, да и у меня самой порой возникает ощущение, что я недостаточно посвящаю себя йоге/детям/мужу – ведь вокруг то и дело проходит какой-нибудь фестиваль или мастер-класс и кажется, что все давно уже там. Порой возникает состояние, когда ты начинаешь ловить себя поочерёдно на чувстве вины и неудовлетворённости. Конечно же, это опять эмоциональные и социальные ловушки. И наша задача научиться не реагировать на них. Если говорить о доме, то ваша домашняя садхана – делать свою работу максимально хорошо. Любить и растить своих детей, находясь с ними в настоящем моменте, не думая, например, читая им книгу, об упущенных возможностях вашей йога-практики. Тогда ваша однонаправленность и пребывание в настоящем моменте и будет самой настоящей домашней садханой. Также и на коврике – не думать о домашних проблемах, а полностью находиться в практике, слушать своё дыхание, читать мантры. И даже если у вас сегодня есть всего десять минут на занятие, то проживите каждое дыхание этих десяти минут, сконцентрируйтесь и прочувствуйте практику в каждом моменте, в каждой асане.
В завершении своей статьи мне бы хотелось добавить несколько интересных мыслей Свами Сатьянанды Сарасвати о лайя йоге: «…всякая йога есть лайя йога. Будь ваша практика пранаямой или крийя-йогой, или созерцанием бога, либо вашего гуру, когда ваше личное сознание сливается со сверхсознанием – это и есть состояние растворения, или состояние лайя….лайя йогу не следует выполнять неженатому человеку, и если вы захотите заниматься лайя йогой, вы сначала должны жениться и заниматься ею… Есть много йог, которые, я считаю, могут выполнять все, но лайя-йога – йога растворения – только для женатых людей».
Дарья Осипова — инструктор йогатерапии сети центров «Федерация Йоги»: http://www.kundalini.ru
Фото: istockphoto.com