Солнечный круг
Для практики Сурья Намаскар раннее утро считается самым благоприятным временем.
Час прямо перед восходом называют Брахма-мухурта («время Бога»). Считается, что в это время ум ясен и спокоен. Врачи-аюрведисты советуют просыпаться на заре, чтобы зарядиться энергией на весь день.
Изначально Сурья Намаскар было не последовательностью поз, а набором священных слов. «В ведической традиции, которая зародилась раньше йоги на несколько тысяч лет, Солнцу поклонялись как Богу, — рассказывает Ганеш Мохан, исследователь Вед из Ченнаи. —Ведические мантры в честь Солнца традиционно повторяли на восходе. 132 куплета практик произносил, простираясь на земле в направлении Солнца».
Истоки Сурья Намаскар в современной Хатха-йоге загадочны. «В традиционных йогических текстах нет упоминания асан, которые назывались бы «Приветствие Солнцу», — говорит Мохан. Самый древний текст, в котором описывается Приветствие Солнцу, — «Йога-макаранда», написан в 1934 году Шри Т. Кришнамачарьей — отцом современной Хатха-йоги. До сих пор не утихают споры, узнал ли Кришнамачарья о последовательности из других источников или изобрел ее сам. В своем труде «Йогическая традиция майсорского дворца» исследователь йоги Норман Сьоман говорит о более раннем тексте под названием «Вьяяма-дипика» (или «Свет на упражнения»), в котором приводятся гимнастические упражнения для индийских борцов, очень похожие на версию Сурья Намаскар в традиции Кришнамачарьи. Учитель собрал воедино и гимнастику, и духовную практику, и пранаяму, и преданное служение. (В 56-м номере Yoga Journal на стр. 66 опубликована статья «Революция асан» на эту тему). Мохан пишет, что самым важным Кришнамачарья считал отношение, с которым выполнялось Сурья Намаскар.
Независимо от того, обучал ли он мантрам или последовательности поз, в практике присутствовало молитвенное намерение. «Мы приветствуем Божественность, представленную Солнцем, как источник света, устраняющего темноту замутненного ума, и как источник жизненной силы, устраняющей заболевания тела», —цитирует слова учителя Мохан.
На заре
Если вы хотите сделать Сурья Намаскар духовной практикой, прислушайтесь к советам американской йогини Шива Ри:
1) Пусть дыхание ведет за собой движение.
2) Поразмышляйте над смыслом Сурья Намаскар. Поблагодарите Солнце за то, что оно питает все живое.
3) Во время практики пойте мантры. (Можно использовать любой священный звук «Ом» на вдох или начать и закончить свою практику повторением Гаятри-мантры)
4) Практикуйте на свежем воздухе в присутствии самого Солнца.
Божественные часы
Раннее утро — самое благоприятное время для практики. Час перед восходом называют Брахма-мухурта («время Бога»). «Считается, что в это время ум ясен и спокоен, поэтому врачи-аюрведисты советуют каждый день просыпаться в эти часы. Лишний час или два сна не могут сравниться с энергией восхода, — уверена Ри. — Отмечать каждое утро праздник своей жизни — это и есть суть духовной практики». Если вам кажется, что ранний подъем для практики невозможен, вы можете ощутить энергию Сурья Намаскар, выполняя простой ритуал поклонения каждый раз, когда пробуждаетесь. Привнесите отношение Сурья Намаскар в свой ум и сердце, встаньте в направлении восходящего Солнца и поклонитесь с благодарностью. «Даже зимой — лицом к Солнцу, — говорит Ри, — визуализируйте Солнце внутри своего сердца. Учитесь видеть Солнце в самом себе».
1. Тадасана (поза Горы). Распределите вес равномерно между стопами. Стойте прямо. Соедините ладони перед сердечным центром. Представьте, что у вас в сердце находится Солнце, которое с каждым вдохом светит все ярче.
2. Урдхва Хастасана (Вытяжение рук вверх). Сделайте вдох и поднимите руки над головой. Приподнимите область сердца и расширьте грудину. Посмотрите вверх. Расслабьте кожу лица.
3. Уттанасана (Наклон вперед стоя). На выдохе опустите корпус вниз. Вытяните спину, а затем позвольте ей мягко округлиться. Согните ноги в коленях, чтобы снять напряжение со спины. В конце выдоха посмотрите на свои стопы.
4. Ардха Уттанасана (Полунаклон вперед стоя). На вдохе поднимите подбородок. Посмотрите вперед. Прижмите пятки к полу, втяните мышцы ног. Надавите ладонями на голени, помогая себе поднять область сердца.
5. Чатуранга Дандасана (поза Посоха на четырех опорах). На выдохе отпрыгните назад в позу Планки. Перенесите вес тела слегка вперед, согните руки в локтях и опуститесь в положение Чатуранга Дандасаны. Пусть это положение символизирует подношение сердца и отказ от эго.
6. Урдхва Мукха Шванасана (поза Собаки мордой вверх) или Бхуджангасана (поза Кобры). На выдохе поднимитесь в позу Собаки мордой верх, опуская стопы на подъем. Одновременно надавите ладонями в пол и отведите плечи назад. Позвольте вдоху сделать ваше сердце раскрытым и широким. Поднимите взгляд и посмотрите на потолок. (Простой вариант: Бхуджангасана с руками, согнутыми в локтях).
7. Адхо Мукха Шванасана (поза Собаки мордой вниз). На выдохе подверните пальцы стоп и при помощи силы мышц живота толкните мышцы бедер назад. Запястья, плечи, позвоночник и бедра сохраняйте на одной линии. Расслабьте заднюю часть шеи. Оставайтесь в этом положении на протяжении пяти циклов дыхания, ощутите поток энергии. Если вам нужно отдохнуть, опуститесь на колени в Баласану (позу Ребенка).
8-9. Стопы к ладоням — переход. В конце пятого выдоха прыгните или шагните к ладоням.
10. Ардха Уттанасана (Полунаклон вперед в положении стоя). На вдохе поднимите подбородок, грудину и взгляд. Выпрямите позвоночник.
11. Уттанасана (Наклон вперед стоя). На выдохе сложитесь вдвое. Смягчите мышцы спины.
12. Урдхва Хастасана (Вытяжение рук вверх стоя). На вдохе поднимитесь, выпрямитесь и посмотрите наверх.
13. Тадасана (поза Горы). На выдохе вернитесь в позу Горы. Сделайте паузу и ощутите, как тепло, радость и покой наполняют ваше сердце.
Гаятри-мантра
Молитва священному свету
Ом бхур бхува сваха
Тат савитур вареньям
Бхарго девасья дхимахи
Дхийо йо на прачодаят.
Мы сознаем славу Господа, Творца Вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного знания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту.
Гаятри-мантра впервые появилась в «Ригведе», раннем ведическом тексте, написанном между 1800 и 1500 в. до н.э. В «Бхагавад-гите» она названа поэмой Божественному. Согласно Дугласу Бруксу, учителю в традиции Раджанака-йоги и преподавателю религии в Университете Рочестера, «Гаятри» — самая священная фраза, произнесенная в Ведах: «Нет ничего более древнего и более священного. Это экстатический поэтический момент». Мантра представляет собой гимн Савитуру, богу Солнца. Брукс считает, что Солнце в мантре выражает и физическое Солнце, и Божественное во всем. «Ведический ум не отделял физическое присутствие Солнца от его духовного или символического значения. Повторение мантры имеет три цели, — объясняет Брукс. — Первая – отдать долг Солнцу. Мой учитель говорил, что Солнце всегда отдает, но никогда ничего не получает. Мантра – подарок Солнцу, дар благодарности, который, в свою очередь, станет частью дара Солнца». Вторая цель — поиск мудрости и просветления. Мантра представляет собой просьбу Солнцу: можем ли мы медитировать на твоей форме и получить немного твоего света? (Помните, что Солнце предлагает свой дар света и энергии ВСЕМ существам, никого не осуждая и не привязываясь к результатам этого дарения.) И, наконец, мантра является выражением благодарности — и животворящему Солнцу, и Божественному.
Брукс советует слушать свое сердце при прочтении этой мантры: «То ощущение, которое она вызывает, важнее буквального смысла. Это подношение, способ открыть себя милости, вдохновить себя на то, чтобы соединиться с древней традицией Индии. Она вдохновляет современных йогов принимать участие в самом древнем стремлении к просветлению, которое соединяет современную йогу с ведической традицией».