Путь Мастера (часть 2)

Какие убеждения мешают нашей самооценке?
О том, как выйти из состояния «спасу мир за бесплатно» и встать на путь профессионала, мы поговорили с психологом Ульяной Радной — основателем Школы успешной практики «Эволюция Мастера», супервизором Московского Гештальт Института. В своей индивидуальной работе и обучающих программах Ульяна соединяет психологический подход и духовные практики.

Мария Массух: Ульяна, у слов «ценность» и «цена» — один корень. Допустим, специалист разобрался с тянущими назад установками из прошлого. Но как ему сориентироваться на рынке и адекватно сформировать свою цену, назначить цифру? Думаю, это важная отправная точка для того, чтобы выстроить стабильную практику.

Ульяна Радная: Это, конечно, очень глобальный и обширный вопрос. Если вкратце — у цены несколько функций. И все их надо учитывать при формирования ценника. Есть экономическая: моя услуга стоит столько-то, в месяц я должен заработать такую-то сумму. Но ещё есть более важная функция цены — психологическая. Она означает, насколько вы себя цените, как доносите ценность своего труда до людей.

Цена должна быть достойной. Она должна компенсировать ваши затраты (не только физические, но и энергетические). Работа у людей помогающих профессий трудная и даже токсичная, мы должны восстанавливаться, так как перевариваем чужие эмоции и процессы. Низкой цена быть никак не может. Я встречала специалистов, которые просто назначают цену «как у другого человека на рынке», но даже не задумываются, а соответствует ли эта цена конкретно им?

       

Как минимум, в цену нужно включать, помимо рабочих расходов (аренда, оплата интернета и техники, налоги, реклама и маркетинг), обучение и повышение квалификации. Профессиональное развитие также важно для ваших клиентов. И, само собой, траты на жизнеобеспечение и вашу семью. Вы работаете «собой», поэтому, вы должны быть живы, здоровы и счастливы. Также нужны деньги на восстановление и отдых, какое-то хобби, путешествия. Иначе вы не сможете работать, не будет ресурса. Всё это должно входить в желаемый вами доход, который нужно посчитать. Исходя из этой суммы — соотнести количество сессий, тренингов, занятий.
То есть, это может быть 20 сессий по 5000 рублей, или 40 сессий по 2500 рублей — ориентируйтесь интуитивно, что вам отзывается, с какой ценой вы психологически справляетесь. В слишком высокую цену, взятую «с потолка», вы не будете верить. И люди будут чувствовать что-то не то. И, наоборот, поставите слишком низкую — не сработает, потому что ваше подсознание будет вас оберегать от неадекватного вклада своих сил, и людей не будет. Демпинг не приведёт клиентов. Да, можно ориентироваться на коллег по рынку, но в итоге всё решает ваша внутренняя готовность к цене, в которую вы верите. Это такая интересная точка, в которой можно работать, прокачивать свою личность и профессиональную самооценку. Ставите цену выше — и вдруг людей приходит больше на эту цену. Тут нужно не делать «крутой» вид, а именно прокачиваться внутренне, работать с убеждениями.

Мария Массух: Какие убеждения относительно цены встречаются вам наиболее часто?

Ульяна Радная: Начиная с тех, о которых я говорила выше, о том, что «надо работать бесплатно» и заканчивая убеждением, что «все люди бедные». Мол, «и так несчастные пришли, с них вообще ничего брать не надо». Эти убеждения нужно заменять на адекватные, исцелять свое мышление. Например: «хорошо, что я могу помочь этому человеку, и он заплатит всего лишь деньгами». Не своим здоровьем и годами жизни, не разрушением отношений и психики, а всего лишь деньгами! Или, например: «нельзя ставить цену за свои услуги выше, чем у моего наставника, он круче». Это — тоже ложное убеждение. Вы можете ставить такую цену, которую выдерживаете и за которую готовы работать. А ваш наставник ставит ту цену, которую он хочет. И никто не лучше и не хуже. Это — один из примеров работы с убеждениями, которую можно делать самостоятельно или с супервизором.

Мария Массух: Что происходит на стороне клиента в момент проработки специалистом вопроса цены?

Ульяна Радная: Поставить достойную цену очень важно не только для специалиста, но и для клиента. Не думать, мол, как бы ему подешевле и получше сделать. Это — неверное убеждение, что всем клиентам нужно подешевле. Энергетически и психологически люди чувствуют, что они получают и что за это отдают. И если хорошая услуга достаётся клиентам за какие-то смешные деньги, они чувствуют диссонанс, будто они — должники перед вами. Либо начинают обесценивать услугу. То есть, на самом деле, нормальная цена — это здорОво и для клиента.
Я супервизор Московского гештальт-института, и его директор однажды сказал в интервью очень важную вещь о том, что деньги в психологии — это показатель отношений, и сумма, которую платит клиент психотерапевту — это некая первичная рамка, гарантия того, что клиент покупает ваше время и внимание на определённый срок. Я слышала несколько историй о том, что психологи работали бесплатно, и им не удавалось сохранить границы. Были манипуляции, был переход к дружбе (а если есть дружба, то терапии быть не может).

Так что цена — это инструмент психологической безопасности, и клиента и специалиста.