Путь Мастера (часть 1)

Практика
|  17 июля 2020

3 причины, по которым нам неудобно называть свою цену

Вокруг йога-тичеров, психологов и всевозможных практиков давно и прочно сформировался миф о том, что их услуги должны быть либо очень доступны народу, либо и вовсе бесплатны. Мол, помогать другим — это призвание, которое базируется на милосердии и любви к людям, но никак не на личной выгоде. По этой причине такому специалисту сложно сформировать коммерческое предложение и назвать свою цену на рынке труда (да и в принципе на «рынке труда» оказаться). Многие эксперты, несмотря на свой объёмный опыт и знания, чувствуют стыд и неловкость в вопросах денег. При этом, как мы понимаем, счета за электричество для них никто не отменял. 

О том, как выйти из состояния «спасу мир за бесплатно» и встать на путь профессионала, мы поговорили с психологом Ульяной Радной — основателем Школы успешной практики «Эволюция Мастера», супервизором Московского Гештальт Института. В своей индивидуальной работе и обучающих программах Ульяна соединяет психологический подход и духовные практики.

       

Мария Массух: Ульяна, давайте начнём с поиска корней этой ситуации. Откуда взялся миф о бесплатной помощи людям и связанное с ним чувство стыда за коммерческую деятельность в этой области?

Ульяна Радная: Чувство стыда и неловкости в тех ситуациях, когда нужно себя ярко позиционировать, хвалить и говорить о своей ценности как специалиста — действительно, бывает, у специалистов группы помогающих профессий. А это — широкая категория людей, которые помогают другим исцелять тело и душу — различные йога-тренеры, телесные терапевты, классические психологи и духовные практики. У корня этого дискомфорта — несколько источников. На нас давят разные слои: архетипический, социальный и психологический. Давайте разберём их. 

1. Архетипический — это самый глубокий слой. Оттуда идёт образ «целителя». То есть, всех людей, которые в этих профессиях работают, можно условно назвать целителями. Это не совсем врачи, но близко к тому. Как вы знаете, раньше эти люди оказывали и медицинские услуги, и просто утешали страждущих, занимались благотворительностью, волонтёрством. И это зачастую были люди монашеского сана, а в монастырях людям не платили. Максимум, обратившиеся за помощью люди жертвовали на монастырь. То есть, они давали деньги не лично работающему человеку, а некой системе. Это уходит корнями в жречество: жрец (он же целитель) живёт в системе духовной общины, которая его обеспечивает всем необходимым. Но сейчас такой системы нет. Мы сами живём и крутимся, сами платим за квартиру и еду. А архетипическое мышление — осталось. Мол, кто-нибудь, да подаст. Всё это также подпитывается образом одинокого святого отшельника, которому ничего не надо. Или деревенской бабушки, которая помогает за десяток яиц. Эти архетипические, почти сказочные образы в сознании людей до сих пор живут! И у клиентов, и, что хуже всего, — у самих специалистов. То есть, когда мы идём в помогающую профессию — утешать, поддерживать, исцелять душу и тело — у нас включается архетип жреца, который работает для чего-то более высокого. Брать что-то себе мы будто не имеем права. Но ситуация изменилась, нет храма и общины, которая даст кров и одежду. Если вы занимаетесь частной практикой, вы — сами за себя. Да, мы берём из этого архетипа жреца сам милосердный настрой, мы не работаем только ради денег. Но в вопросе финансов нужно работать с убеждениями. 

2. Недавний социальный бэкграунд. Долгое время в Советском Союзе отсутствовали такие профессии. То есть, частная практика специалистов помогающих профессий существует не так давно, порядка 30 лет. До этого они принадлежали системе здравоохранения и педагогики, спорта. Они сами не зарабатывали на себя деньги, а получали зарплату от государства. Да, были психологи, но они работали в учреждениях, а люди воспринимали, что приходят за помощью бесплатно. И вот это тоже осталось в близкой памяти социума. Мол, что это вдруг психологи себе денег захотели, они же просто помогают тем, кому плохо! Отсюда часто растут убеждения вроде «нельзя наживаться на страданиях людей», в которые верят сами специалисты. Здесь нужно работать с убеждениями: нет, я не наживаюсь на страданиях, а наоборот — «как хорошо, что я есть, что я могу помочь людям»! Гораздо хуже, когда помочь некому. А то, что я беру деньги за частную практику — ну такова реальность. Я выбираю зарабатывать достойно, вот и всё. У более современной части общества уже убеждения меняются, проникают тенденции Запада и мода на «своего психолога» и «личного йога-тичера». Но пока нас от советских времён отделяет очень тонкий слой. И этот социальный образ очень романтизирован. Мол, «вот бы всё за бесплатно» и «раньше все такие душевные были»! Всё это уже не соответствует реальности.

3. Личные психологические установки и особенности воспитания. Многих из нас учили так, чтобы мы были скромными, мало хотели для себя, мало просили, не высовывались, не хвалились, молчали. «Я — последняя буква в алфавите». Надо всем помогать и о себе думать в последнюю очередь — это особенность мышления, которая есть у многих людей в помогающей профессии. Итак, на нас лежит «святая миссия» нести всю свою энергию людям и ничего за это не просить, так ещё и блоки вылезают. А если ещё есть дополнительные травмы (например, ребенок что-то просил, а ему отвечали «обойдёшься»), то это будет дополнительной трудностью. Скромный по природе человек, даже будучи очень хорошим профессионалом, не может о себе рассказать. Ему неловко, он сам себя преуменьшает. Особенно если от человека в детстве требовали невозможных высот и перфекционизма, обесценивали его достижения. Он будет говорить: «Да все вокруг хорошие специалисты, что во мне особенного?». А в современном мире это и есть главный вызов — знать о своих особенностях и уникальных качествах, называть их. Не стесняться этого. Нужно переключать сознание на более милосердное и доброе отношение к себе. Да, мы поддерживаем других людей и помогаем увидеть их ресурсы. Но важно поддерживать себя и рассказывать себе о своей ценности.

 

 

Фото: Unsplash
Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход