Практики йоги как пространство взаимодействия

Практики йоги как пространство взаимодействия

Практика йоги – это не только работа с телом, дыханием и энергией, но и пространство, в котором мы взаимодействуем друг с другом, общаемся (вербально и не вербально), создаем и поддерживаем взаимоотношения между всеми вовлеченными сторонами – «преподаватель-ученик», «ученик-ученик», «преподаватель-преподаватель», члены йога-сообщества между собой.

john-schnobrich-2FPjlAyMQTA-unsplash.jpg
 
А любое взаимодействие, чтобы оно было комфортным, взаимоприемлемым и полезным, предполагает знание, принятие и соблюдение определенных норм и правил в области этики и этикета.

Этика и этикет – не одно и то же, хотя иногда соприкасаются.

  • Этикет – прикладная дисциплина, свод правил поведений в определенном обществе, и эти правила основаны на уважении и здравом смысле (для примера: вилку принято класть зубцами вверх, чтобы не повредить скатерть).

  • Этика (от греческого «этос» – «нрав, обычай») – изначально философская наука, изучающая мораль и нравственность. Ее инструменты не технические, а, скорее, человеческие.
  • sule-makaroglu-xLHhmLzCeMs-unsplash.jpg
     
    В обычной жизни, например, опоздать на встречу, не ответить на приветствие – это только нарушение этикета. А раскрыть конфиденциальную информацию, распространить слухи и сплетни – уже этические ситуации.

    В йоге нарушениям этикета считаются опоздания на практики, телефонные звонки во время занятия, переход на «ты» без разрешения и другие подобные случаи. К этическим ситуациям относятся те, которые задевают внутренние чувства, уровень доверия, репутацию, например, комментарии по поводу лишнего веса и/или возраста ученика в контексте его (не)способности выполнить асану.

    Другой пример: споры с преподавателем, выражение сомнения в отношении его профессиональной компетенции, особенно в присутствии других учеников.
    По общему этикету написано огромное количество книг, в которых можно найти ответы практически на все случаи жизни. С этикой, особенно в йоге, сложнее: в любой момент мы можем столкнуться с ситуацией, которая еще не встречалась и не описана с точки зрения конкретного алгоритма ее решения.

    brooke-cagle-g1Kr4Ozfoac-unsplash.jpg

    Из чего исходить? По каким критериям принимать решение? И все ли задают себе этот вопрос прежде, чем что-то сделать в отношении другой стороны?

    Конечно, существует юридическая ответственность, а также внутренние корпоративные правила, которые необходимо соблюдать. Но возможных этических ситуаций намного больше.
    Мы встречаемся с ними каждый день, но далеко не все их опознают. Ответ на вопрос, как поступить в той или иной ситуации, далеко не всегда лежит на поверхности. А грань, за которую переступать не следует, часто бывает очень тонкая и с трудом различимая.
    Одни переступают через эту грань по незнанию, другие просто не задумываются (или не заботятся) о последствиях для другой стороны (а это может быть не просто обида и неприятный осадок, но и срыв важных планов, разрыв отношений, финансовые потери, ущерб репутации и даже угроза здоровью). И не предполагают, что их поступок может бумерангом больно отразиться на них самих.

    Этика – это наш выбор, как поступить, и мы несем ответственность за его последствия.

    Для каждой ситуации свое тактическое решение. Но стратегия общая, и она заключается в том, чтобы в следующий раз, оказавшись в трудной ситуации, прежде задать себе вопросы:

    1. Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

    2. Как бы я потом себя чувствовал?

    3. Захочу ли (готов ли) рассказывать другим, что я сделал?

    4. Рассказывая об этом, буду ли я что-то скрывать, приукрашивать, оправдывать себя, идти на другие уловки?

    5. Не ущемит ли мой поступок чужое самолюбие?

    6. Не заденет ли внутренние чувства?

    7. Вынудит другую сторону нести какие-либо потери?

    8. Как это отразится на его репутации? На моей?

    И правильное решение придет.