Практика асан как движение от Пратьяхары к Самадхи – часть 1: настройка

Практика асан как движение от Пратьяхары к Самадхи – часть 1: настройка

йога дома

Великий Патанджали в сутре 1-2 дал следующее определение: «Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь» /1, С.12/. 

Из этого определения следует, что Патанджали отождествлял йогу и медитацию. Однако в сутре 2-29 он расширяет и одновременно конкретизирует понятие йоги, приводя восемь ее компонентов: Яма, Нияма, Асана, Пранаяама, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи /1, С.50/. В /2/ Б.К.С.Айенгар соотносит компоненты йоги с частями дерева, гениально раскрывая и суть отдельных компонентов, и целостность йоги.

Говоря о Яме и Нияме, следует отметить, что, во-первых, в йогу приходят люди неслучайные, уже накопившие определенный положительный багаж в этих двух первых компонентах, и, во-вторых, регулярная практика йоги позволяет человеку развить в себе замечательные личностные свойства, предусматриваемые Ямой и Ниямой.

Асаны и Пранаяма – это практические упражнения, соответственно, с телом и с дыханием.

cathy.jpg

Последние четыре компонента йоги – Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи – это, с одной стороны, состояния, которые человек может принимать, практикуя асаны и пранаяму, с другой, – способности человека принимать эти состояния. Причем эти способности человек может сформировать в себе в результате практики асан и пранаямы. Именно поэтому процесс выполнения асан и техник пранаямы должен предусматривать принятие йогином состояний Пратьяхары, Дхараны, Дхьяны и Самадхи. Только тогда практика выполнения асан и пранаямы будет действительно практикой йоги.

[banner]

В статье речь пойдет о том, как формировать способности принимать эти замечательные состояния в процессе практики асан.

Более чем тридцатилетний опыт автора в практике йоги и почти такой же опыт преподавания йоги говорит о том, что формированию способности принимать состояния Пратьяхары, Дхараны, Дхьяны и Самадхи послужит следующая технология настраивания на предстоящий комплекс асан, входа в любую асану, нахождения в финальной форме асаны и принятия промежуточных положений между асанами. Разработать эту технологию автору помогли знания, полученные у Учителей, изучение йога-сутр Патанджали /1, 3, 4/ и практическая реализация их положений.

artem.jpg

Сегодня мы рассмотрим первую часть, настройку. Занятие йогой следует начинать с процесса настраивания на предстоящий комплекс асан.

Когда йогин начинает свое занятие, ему необходимо изъять себя из окружающего мира, разместить себя внутри себя, осознать свое явное присутствие в себе. Для этого следует принять положение Шавасаны, успокоить дыхание, освободить ум от мыслей об окружающем мире и развернуть все внешние чувства внутрь. Необходимо включить внутренний взор, внутренний слух, ощутить себя внутренними прикосновениями в различных местах тела и головы. Йогин блуждает по себе внутри, переходя от одного участка тела к другому. Таким образом, йогин обретает состояние Пратьяхары. Для этого требуется 1-1,5 минуты.

Далее следует осознать себя как целостность, от подошв до кожи под волосами. Для этого необходимо внутренним взором увидеть, внутренними прикосновениями почувствовать и осознать своё явное присутствие в каждой клетке себя как целостности, не выделяя в себе никаких частей тела. Это дается довольно легко, поскольку каждый из нас хорошо знает свое тело: его форму и размеры. 

При этом невольно возникает видение себя в фоновом режиме со стороны, лежащими в Шавасане. Причем не с одной какой-то точки, а со всех сторон. Осознание явного присутствия в каждой клетке предполагает наличие внимания к каждой клетке. Внимание равномерно распределено по всему телу вместе с головой как по целостности. Это, можно сказать, промежуточное состояние между Пратьяхарой и Дхараной. Для его принятия требуется 1,5-2 минуты.

simon.jpg

Следом за этим йогин, мысленно идя в течение 7-10 секунд снизу вверх от подошв по ногам и туловищу, от ладоней по рукам, убирает явное присутствие в теле и оставляет его лишь в голове, а всё остальное переводит в фоновый режим осознания. Осознав свое явное присутствие лишь в голове как в целостности и осознавая в фоновом режиме другую целостность – туловище вместе с ногами и руками, йогин переводит дыхание в голову, расслабляя ее с каждым циклом дыхания все более глубоко. В результате йогин обретает состояние глубокого комфорта. Это состояние Дхараны. Для его принятия требуется 1,5-2 минуты.

После этого йогин выполняет действия, направленные на восстановление осознания себя как целостности. Для этого он как бы опускает легкую дымку, пелену на внутренний взор, направленный в голову как в явно осознаваемую целостность. В результате голова как бы возвращается телу, йогин вновь начинает осознавать себя целиком, от подошв до кожи под волосами. Но теперь йогин осознает себя как целостность по-другому, не так, как в начале настраивания. 

Теперь нет осознания явного присутствия в каждой клеточке. Теперь единая целостность, тело вместе с головою, осознаются как бы в фоновом режиме, как бы через лёгкую пелену, дымку на внутреннем взоре. Такое осознание можно трактовать для себя как присутствие везде в себе, в то же время нигде конкретно. При этом сохраняется ощущение глубокого комфорта. Это состояние Дхьяны. Для его принятия требуется 1,5-2 минуты.

patric.jpg

Пребывая в состоянии Дхьяны, йогин осознает присутствие везде в себе, в то же время нигде конкретно, испытывает ощущение глубокого комфорта. В какой-то момент, обратив внимание на свою кожу именно как на внешнюю границу тела и головы, йогин невольно обнаруживает, что кожа как внешняя граница начинает как бы таять, пропадать и плоть тела и головы, потеряв свои границы, начинает проникать в пространство во все стороны, растворяется в пространстве. Тело и голова теряют свои формы, йогин перестает их осознавать. Происходит объединение йогина с миром, с космосом, со Вселенной, с Богом. Это состояние Самадхи. Для его принятия требуется 1,5-2 минуты.

После этого йогин на более глубоком вдохе возвращается к сознанию и приступает к выполнению комплекса асан.


  1. Йога-сутры Патанджали. Перевод и комментарии Т.К.В.Десикачара. – К.: «Janus books», 1999. -166с.
  2. Айенгар Б.К.С. Дерево йоги (Йога Врикша). – М.: «МЕДСИ ХХI», 1998. – 256с.
  3. Айенгар Б.К.С. Йога-сутры Патанджали. Прояснение. М.: Альпина нон-фикшн, 2007. – 386 с.
  4. Айенгар Б.К.С. Сердце йога-сутр. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 358 с.