Мой путь в йоге

Когда я начинала заниматься, практикующие с 10-летним и более стажем воспринимались мною как небожители. Я очень хорошо помню разницу, которая была для меня очевидной – разницу между мной и моим самочувствием, ощущением себя и тем, как воспринимались мной опытные практикующие. Сейчас, оглядываясь назад, я обнаруживаю, что пройденный мной путь – самое настоящее таинство, трансформировавшее мою личность.

Сегодня, когда я уже сама опытный практикующий, я не могу сказать, что это был путь человека «низкого качества» к человеку «высокого качества», «лучшему» человеку; или движение несчастного человека к человеку гармоничному. Вспоминая себя тогда и глядя на людей, не идущих по пути йоги или только начинающих этот путь, я вижу уникальность, даже некоторую священность жизни в состоянии «обывателя» – человека, ничего не практикующего. Возможно, это прозвучит крамольно, но я говорю то, что вижу сейчас: красота присутствует в каждом мгновении бытия, в каждой его секунде.
Однако, будучи «обывателем» я, конечно, так не думала. Точнее, я вообще до прихода в клуб йоги на эту тему не думала. Я искала что-то, не отдавая себе отчет в том, что именно мне нужно. А когда я впервые увидела настоящих йогов в йога- центре, с сильными, подтянутыми телами, сияющими спокойствием лицами (были такие, честное слово), крепко стоящих на ногах – мне стало понятно, что это то, к чему стоит стремиться. Наверное, можно сказать, что в этот момент мои поиски закончились.

С тех пор, как я стала опытным йогом, я утратила способность видеть и чувствовать жизнь так, как это делает обычный человек – человек, у которого нет вопросов о смыслах жизни, или человек, который еще не нашел на них ответы. Когда ответы найдены (просто прочтите гору индийской философии несколько раз внимательно и вдумчиво и начните следовать тому, что там предлагается) все настолько сильно меняется, что возврата к старой личности нет. Неслучайно во всех духовных традициях есть представление об инициации. После «второго рождения» человек получает новый способ восприятия.

              photo_2020-08-29_20-54-38.jpg
 
Пока не достигнуты какие-то положительные результаты в йоге, обычно в жизни человека присутствует какое-то необъяснимое беспокойство. Ты как бы нормальный человек, все с тобой хорошо, но… Попытаюсь воспроизвести в памяти схему, модель поведения, которая меня больше всего в себе не устраивала. Пожалуй, это было отсутствие знания о своей природе. Даже не так.

Это было отсутствие знания о том, что проблема в том, что у меня нет знания о своей природе.

Приведу пример.
Я оказываюсь в ситуации, в которой чувствую какой-то дискомфорт. Это группа людей, они все как будто рады друг другу, но в пространстве чувствуется что-то еще. Общение протекает спокойно, а потом неожиданно в какой-то момент я обнаруживаю, что от меня чего-то ждут. Но вслух никто ни о чем не говорит. Мне как бы нужно угадать желания других и сделать это. В такие моменты я чувствовала неловкость. Неловкость возникала в результате того, что я никому ничего не должна, а в воздухе ощущается другое. Мне становилось стыдно за то, что что-то нарушается, ломается что-то правильное. Таких ситуаций было много. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что мы часто бываем в обществе не очень воспитанных людей, или людей у которых нет и не будет образования. И таких людей может быть достаточно много. И возникающая разница создает вот такое непонятное дисгармоничное ощущение. Культурный человек чаще всего подумает, что проблема в нем…

Практика помогла мне освободиться от комплекса неполноценности.

После того как я «подружилась с собой», жизнь стала очень комфортной. Я по-прежнему ощущала весь спектр человеческих переживаний, но ничего больше не могло сбить меня с толку. Я всегда помнила, что я у себя есть, со мной все в порядке, у меня есть целый космос, и я могу путешествовать в нем бесконечно долго! На тот момент единственный страх, который я обнаруживала в себе – это был страх за здоровье своих родных. Но я понимала, что мне просто нужно с этим разобраться. Я читала Джозефа Мерффи – основоположника позитивного мышления. Одна из его фраз мне нравилась особенно: «Если Бог за меня, то кто против?» Я держалась за эту соломинку 24 часа в сутки!

Конечно, по состояниям неуверенности я совсем не скучаю. Но человеческое бытие предполагает целый спектр ощущений, в том числе положительных. У йогов все очень сильно трансформируется: открываются новые энергетические слои восприятия – они очень интересны, но это другое пространство. Это как выйти из комнаты. Все, в той комнате тебя больше нет, и ты туда никогда не вернешься.

            jade-stephens-Fwd5T4_8Pa8-unsplash.jpg

О разрыве шаблона в практике

За годы преподавания я привыкла считать и говорить на занятиях об определенной последовательности в освоении йоги. Обычно я предлагаю рассмотреть классическую 8ми ступенчатую йогу Патанджали. В этой школе предлагается движение по ступеням. Первые 2 ступени – нравственно-этического содержания. Принято считать, что работа с грубым, физическим телом (на санскрите «стхула»), 3 ступень, подготавливает практика к работе с более тонкой структурой – умом. Вначале нужно укрепить тело асанами и виньясами, а затем, когда оно будет готово, можно переходить к практикам созерцания – я считала, что это единственный путь в йоге. Но чем дольше я занимаюсь, тем гибче мой ум, тем спокойнее я воспринимаю различные способы и подходы к освоению йоги. Тем более, что у меня как раз все было иначе. Об этом – чуть ниже.

Вокруг тела много шума. Я помню многочисленные интернет-баталии о том, как и что и где подворачивать, заворачивать, расслаблять или напрягать в тех или иных позах. Кстати, время этих поединков прошло. Видимо, йоги вступили в новую эпоху!

Я, например, начала заниматься практикой концентрации спустя 1,5 года после регулярных занятий на коврике. А пранаяма мне стала комфортна и даже доступна только спустя 9 или 10 лет. Долгие годы мне ужасно не хотелось дышать. А потом я начала это делать с огромным удовольствием, и практика была наполнена очень приятными ощущениями. То есть я перепрыгнула пранаяму (4 ступень) и пратьяхару (5) и начала практиковать 6 ступень сразу после (точнее во время) второй. Более того, из 12 лет регулярной практики только последние 2 года я начала ценить Хатха-йогу так же, как ценю практику концентрации. Просто я увидела, что эффект от практики асан не отличается от результата практики дхараны (концентрации) совсем недавно. Раньше для меня это не было очевидно. Я просто делала асаны – а потом как будто приоткрылась дверца, за которой были новые для меня знания.

Главное – заниматься


На сатсанге одного духовного учителя философского направления адвайта- веданта Ю. Менячихина я услышала мысль о ямах и ниямах (от которых я тоже всегда фанатела). Ее смысл был такой: начните безупречно выполнять хотя бы один пункт из этих предписаний, достигните результата – и все остальные элементы подтянуться сами собой. В унисон с этой идеей звучит и мнение одного из крупнейших индийских учителей йоги: [vrezka color=pink italic=1 quote="Т.К.В. Дешикачара"] «С чего бы мы ни начинали изучение йоги – с асан, пранаямы, медитации, – суть процесса обучения одна и та же. Чем больше мы прогрессируем, тем больше осознаем целостную природу нашего бытия, понимая, что состоим из тела, дыхания и ума… Мы можем начать заниматься йогой с любой отправной точки, но если мы хотим достичь гармонии, нужно постепенно, шаг за шагом, объединять все аспекты своей личности». [/vrezka]

Автор - Казимирова Олеся