Как восстановиться после стресса. Часть I: теория
Cтресс появился вместе с человеком, просто слово для его определения придумали относительно недавно. В произведениях Чехова все герои находятся в состонии стресса, просто не знают, что это так называется. Они нервничают, не находят себе места, а некоторые, не выдержав накала страстей, погибают. Впервые термин «стресс» в науку ввел Уолтер Кэннон. А развил тему физиолог Ганс Селье из Канады.
В целом стресс определяется как «естественный ответ на любой сигнал, который лишает нас покоя». При этом Селье подчеркивает, что «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей, поэтому дать его определение очень трудно.
Да или нет? Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? (Distress (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. — Прим. автора) Что это? Утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение от публичного порицания, потеря сил или даже неожиданный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да и нет.
Селье впервые озвучил разницу между стрессом и дистрессом, назвав стресс «полезным процессом, ведущим к адаптации, развитию и обучению живого организма, а дистресс — опасный и ведущий к заболеваниям». В состоянии дистресса мы не понимаем, как совладать с ситуацией, и она остается неразрешенной. В теле накапливается напряжение, а в сознании — ощущение беспокойства, даже после исчезновения стрессора (фактора, вызвавшего стресс). Вы когда-нибудь видели кролика, который через несколько месяцев после встречи с волком про- должал переживать по этому поводу? Способность нести с собой через годы неразрешенные ситуации — отличительная черта человека. В дистрессовом состоянии человек теряет ясность, совершает заведомо разрушительные для себя поступки и уже ничего с этим не может сделать.
Человек в допустимом напряжении стресса не теряет ясность, способен обучаться и принимать решения. Если вы с радостью просыпаетесь и легко начинаете новый день, а к вечеру можете вспомнить все, чему научились сегодня, то все системы работают хорошо. Если же первая мысль после сигнала будильника: «Господи, когда же я отдохну?», значит, ресурс не справляется с поступающими вызовами.
Можно ли жить без стресса? Интересный ответ на этот вопрос дал Селье: «Полная свобода от стресса означает смерть. Мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
Стресс для человека происходит одновременно на физическом, эмоциональном и духовном уровнях. На духовном уровне переживание стресса связано с потребностью понимать смысл происходящего. Стресс животного завершается, когда внешний фактор ушел, а стресс человека остается до тех пор, пока эта ситуация не внесла изменения в наше представление о мире и о себе.
На эмоциональном уровне возникает потребность в проживании и выражении возникших эмоций. Энергия, адресованная вашему начальнику, останется внутри со всеми словами, которые вы не позволили себе выска зать в присутствии коллег, до тех пор пока вы не найдете способ выплеснуть ее экологичным способом.
На физическом уровне — создается мышечное напряжение, которому необходимо расслабление. Сидячий образ жизни вносит свою лепту. Неправильный двигательный стереотип приводит к накоплению в теле мышечных зажимов. Ритм и глубина дыхания меняются, оно становится невротическим. Физическое напряжение провоцирует дегенеративные изменения в соединительной ткани, а это негативно сказывается на здоровье всего организма. Изменяется положение внутренних органов, они начинают хуже работать, ослабевает иммунитет, ухудшается состояние кровеносной системы, накапливаются токсины, возникают воспалительные процессы.
Если стресс фиксируется хотя бы на одном из уровней, мы попадаем в замкнутый круг — эмоциональное напряжение наслаивается на физическое и образует устойчивые психоэмоциональные паттерны. При этом тело не может расслабиться и провоцирует в уме одни и те же негативные реакции, которые в свою очередь усиливают напряжение.
Признаком завершенного опыта могут служить возвращение энергии в спокойное состояние, обретение нового конструктивного смысла этого опыта (инсайт, озарение) и чувство благодарности за случившееся.
Горе от ума. Муж пришел домой со следами помады на воротнике. Жена видит это, она тут же все понимает, мышцы сжимаются, энергия стресса идет вверх — от такого возбуждения напряжение в мозге зашкаливает, что порождает воображаемые ситуации. Ум принимается ходить по кругу, зацепившись за одну мысль, теряется ясность, утрачивается связь с реальностью. А когда ум начинает создавать воображаемую реальность, телу не остается ничего иного, кроме как отрабатывать реакцию на иллюзию физически, потому что телу все равно, происходит что-то только у нас в голове или на самом деле (вот почему так эффективны визуализации). Эндокринная и нервная системы реагируют не только на внешний сигнал, но и на сигнал воображения. Теперь мы вынуждены справляться не только с реальным стрессом, но и с нашей фантазией о случившемся. Как с этим справиться? Вернуться в ощущения тела, потому что тело в отличие от ума не умеет создавать реакцию «там и тогда», а существует только в «здесь и сейчас».
Земля и воля. В своей статье «Контейнирование и осознавание» интегративный психолог Алиса Ротенберг пишет, что с сильными эмоциями помогают справиться техники «заземление» и «социальный контейнер»: «Заземление— направление энергии к земле, контакт с реальностью, который осуществляется через связь с ощущениями тела и чувствами, контакт с тем, что происходит здесь и сейчас. Практикуется все, что противоположно иллюзорной реальности. Когда мы направляем внимание в тело, улучшается связь ЦНС (центральной нервной системы) с мышцами. Электрохимический сигнал, идущий по нервным путям от ЦНС к периферии, уменьшает уровень энергии, воздействующей на ЦНС, защищает тонкую организацию мозга от «перегорания» и сдерживает эмоциональное возбуждение.
Социальный контейнер— так условно называются все те, с кем можно поделиться горестями: близкие люди, психолог и психотерапевт. Иногда достаточно наличия в жизни таких людей, иногда требуется очное их присутствие для того, чтобы увеличить телесный контейнер. Помощь состоит в отзеркаливании, сопереживании и саморегуляции».
Точка отсчёта. Еще одно понятие, необходимое для понимания природы стресса, — это гомеостаз (механизм, обеспечивающий постоянство внутренней среды организма за счет согласованной работы нервной и эндокринной системы). Мы существуем в состоянии нормы по многим внутренним показателям, а изменения внешней среды (например, холод или жара) выводят нас оттуда. Задача организма — справиться с этим. Организм пытается поменять гормональный фон, частоту сердечного ритма, температуру тела, чтобы подстроиться к новым условиям. Это стрессовая реакция, но она ведет к адаптации. Если адаптация произошла, организм возвращается в состояние гомеостаза, но на новом уровне, то есть происходит тренировка организма. Если адаптация не произошла, организм не справился — возникает болезнь. Тот же принцип запускается и при переживании ярких эмоций. Для организма нет эмоций плохих или хороших, но есть непривычно высокий уровень энергетического возбуждения. Неважно, грустим мы или радуемся, все это меняет наше состояние и вынуждает организм адаптироваться, регулируя под это все системы.
Что тебе нужно? Как люди жили без йоги раньше, например, в Европе? Площадные действия, специальные ритуалы, «стенка на стенку», карнавалы — все эти события позволяли людям переживать табу повседневной жизни, отрабатывать напряжение, страсть. Сегодня в качестве пути спасения многие предпочитает бокс, танцы, футбол, театр, корриду, поход на «ужастики». И все-таки — при необходимости комплексно работать с организмом на физическом, эмоциональном и духовном уровнях — йога предлагает наиболее сбалансированный подход. Если после практики наступает прояснение, появляется готовность встречаться с трудностями, любовь к процессу, который дарит подобные вызовы, то вы развиваетесь. Если же вы используете классы йоги и медитацию как анестезию от реальных переживаний, начинаете бояться стресса, используете йогу, чтобы от него сбежать, дисассоциироваться с жизнью, происходит регресс и вы не учитесь
чему-то новому. Стресс нужен не только для того, чтобы приспосабливаться, но и для
того, чтобы развивать представление о себе, о своих способностях, и поэтому он является движущей силой развития.