Держаться корней

Великий йогин и философ VIII века Шанкарачарья сказал: «Асаной называется та поза йоги, в которой состояние медитации наступает спонтанно и беспрепятственно, а не та, которая разрушает состояние счастья». Другими словами, когда поза йоги верно отстроена, внутри становится настолько хорошо, что ум практически замирает в благоговении, и поток дыхания поднимается вверх по передней поверхности позвоночника в сияющее пространство центральной оси тела. Это возвышенный и прекрасный опыт. В реальности же нашу практику редко можно назвать возвышенной. Разум и эго как будто запрограммированы держаться подальше от центральной оси, превращая практику в поверхностное упражнение.

Прекрасный способ прервать эту тенденцию – установить связь между двумя основными внутренними паттернами, контролирующими вдох и выдох. Они называются праной (восходящее расширяющееся дыхание) и апаной (нисходящее сжимающееся дыхание). Прана контролирует вдох. Она ощущается как движение восходящего потока. Прана живет в самой глубине сердечного центра. Апана же контролирует выдох. Это нисходящий укореняющий поток, который концентрируется в семенной точке в центре тазового дна. Эта маленькая область промежности также известна в йоге как мула, или корень. Прана удлиняет позвоночник (как в прогибах назад) и создает внутреннюю ротацию ног; апана же округляет позвоночник (как в наклонах вперед) и создает вращение ног наружу. При выполнении комплекса я рекомендую погружаться глубже в практику — уходить от внешней формы в ту реальность, где прана и апана встречаются.

Для начала осознайте свое дыхание. Смягчите взгляд и освободите небо в расслабленной улыбке Моны Лизы. Затем позвольте дыханию превратиться в длинный поток. Через несколько циклов дыхания четыре точки тазового дна – копчик, лобковая кость и два седалищных бугра – спонтанно опустятся вниз, в то время как центр тазового дна подтянется вверх, образуя Мула-бандху (Корневой замок) — саморегулирующуюся основу, создающую гармонию в теле.

При практике данной последовательности будет происходить активная работа по заземлению, установлению связи с землей, а также спирального движения в обоих направлениях, подобное выпусканию корней. Если вы сможете выполнить эту работу с чувством доброты и сострадания, тогда корни дадут побеги, которые вскоре покроются цветами открытости и естественных озарений.

1. Паршвоттанасана (поза Интенсивного бокового вытяжения). Поставьте стопы на расстоянии 100-120 см. Разверните правую стопу на 90º вперед, а левую – на 20-60º. Пятки находятся на одной линии. Разверните таз в направлении ведущей стопы и подтяните мышцы бедра задней ноги. Затем соедините ладони в молитвенном жесте за спиной. Сделайте вдох и прогнитесь назад. С выдохом наклонитесь вперед, вытягивая подбородок в направлении пальцев правой стопы. Направляйте подбородок к голени.

Обратите внимание на два переплетающихся вращательных движения, или спирали, в передней ноге: первичная спираль необходима, чтобы принять позу, обратная – для сохранения баланса и направления осознанности вовнутрь. Первичная спираль — это вращение головки бедренной кости наружу. Обратная спираль — это вращение вовнутрь, которое уходит в землю через внутренний край стопы и основание большого пальца.

Затем подтяните коленные чашечки и одновременно слегка присогните ноги в коленях – это необходимо для сохранения тонуса мышц задней поверхности бедра. Данное движение направляет лобковую кость назад и сохраняет направленность копчика вниз. Это подключает тазовое дно, создавая ощущение целостности. Когда тазобедренный сустав ведущей ноги будет отведен назад, используйте мышцы живота для завершающего действия: поверните левую сторону области почек вниз и в направлении внутреннего колена правой ноги. Добавьте внешнюю ротацию задней ноги. Удерживайте позу в течение минимум пяти циклов дыхания. Сделайте вдох, чтобы из нее выйти. Выполните на левую сторону.

Обратите внимание на два движения: первичную спираль и обратную спираль в передней ноге. Первичная спираль —это вращение головки бедренной кости наружу, которое отводит назад внешний край тазобедренного сустава. Обратная спираль — это вращение внутрь, которое заземляет внутренний край стопы через основание большого пальца. Выполняйте оба этих спиральных движения одновременно, чтобы придать позе стабильность.

2. Уттхита Хаста Падангуштхасана (поза Захвата большого пальца ноги). Стоя в Тадасане (позе Горы), согните правую ногу в колене и захватите большой палец правой стопы указательным и средним пальцами правой руки. На вдохе выпрямите ногу. Отталкивайтесь большим пальцем ноги от пальцев руки, чтобы активизировать исходное внутреннее вращение ноги. Согните правую руку и сильно потяните ногу вверх. Мышцами задней поверхности бедра тяните стопу вниз, создавая сопротивление вытяжению вверх. Вытянитесь вверх и раскройте сердечный центр.

С выдохом наклонитесь вперед и поднесите подбородок к колену. Опорная нога слегка согнута – избегайте перерастяжения и перегиба в суставе. Баланс на одной ноге вызывает поворот брюшных мышц вдоль средней линии тела, что выводит вперед область почек с левой стороны в направлении внутреннего правого колена. Это прекрасное движение для открытия каналов нисходящего потока апаны. Если для сохранения баланса в этой позе требуется слишком много усилий, выполните вместо нее Супта Падангуштхасану (позу Захвата большого пальца ноги лежа). Удерживайте наклон вперед в течение пяти или более циклов дыхания, затем сделайте вдох и выпрямитесь. На выдохе отведите правую ногу в сторону. Для этого направьте вниз внешний край правого тазобедренного сустава, вращая ногу наружу. Через пять циклов дыхания перенесите правую ногу вперед на вдохе и опустите на пол. Повторите позу на левую ногу.

Применяйте к вытянутой ноге в Уттхита Хаста Падангуштхасане те же самые движения — внешнюю спираль и внутреннюю спираль, как вы это делали в Паршвоттанасане. Найдите свой баланс, скрутив абдоминальные мышцы по центральной линии, чтобы область левой почки сжималась в сторону внутреннего колена правой ноги. Пусть область сердца будет широкой и сияющей, как солнце, в то время как вы будете делать глубокий наклон к ступне.

3. Трианг Мукха Эка Пада Пашчимоттанасана (наклон Вперед к трем точкам). В этой позе вы сможете усовершенствовать спиральные движения в ногах в двух направлениях. Они создают основу для движения позвоночника и тазобедренных суставов в данной позе и в Краунчасане. Сидя в Дандасане (позе Посоха), согните левую ногу в колене и поместите стопу вдоль таза. При необходимости сядьте на сложенное одеяло или кирпич. Захватите стопу прямой ноги и сделайте вдох.

Выпрямите и вытяните спину, усиливая пранический паттерн — восходящее движение и расширение. Направьте вверх низ живота, активизируя тазовое дно и стимулируя прану и апану. Сделайте выдох и наклонитесь вперед. Активно применяйте обратные спирали. В согнутой ноге почувствуйте и выполните вращательное движение наружу. В прямой ноге ощутите ротацию вовнутрь. Заметьте, как одновременное выполнение этих спиралей настраивает мышцы тазового дна и приводит их в необходимый для медитации тонус. Затем сделайте компенсацию (позу Планки, Урдхва Мукха Шванасану и Адхо Мукха Шванасану) и выполните асану на другую сторону.

Когда все четыре угла тазового дна — копчик, лобковая кость, и две седалищные кости — одновременно опускаются, то центр тазового дна, или промежность, подтягиваются в Мула-бандху (Корневой замок). В этой позе вы укореняетесь в землю ногами, создавая все условия для практики Мула-бандхи.

4. Пашасана (поза Петли). Пашасана способствует нисходящему движению апаны. Скручивание вынуждает вас округлить спину и входить в позу на очень глубоком выдохе. Также она снимает напряжение в области талии и выравнивает область поясницы, активизирует область живота и бедер, связывая движение рук с мышцами живота. Направленное вниз внимание и мышечное раскрепощение готовят к восходящему вытяжению в Краунчасане.

Существует два варианта позы Петли. Первый вариант — приседание со стопами расставленными на ширину таза, при этом одна рука обхватывает ногу. Это отличная подготовка к полному варианту позы. Сядьте на корточки, сделайте вдох и поднимите правую руку и лопатку. На выдохе наклонитесь вперед. Полностью разверните руку и насколько возможно далеко отведите правую лопатку от позвоночника. Держите правую ладонь развернутой наружу, захватите ею левую руку или запястье. В идеале левая ладонь также должна быть развернута наружу. Поверните голову и направьте взгляд вверх и вдаль за левое плечо. Продолжайте дышать и работать над тонкостями асаны, расширяя передний край подмышек, расслабляя небо и направляя вниз краеугольные точки тазового дна. На вдохе выйдите из асаны, выполните виньясу и повторите позу на другую сторону — с левой рукой в качестве петли. Затем сделайте полный вариант Пашасаны, если вы его практикуете.

Скручивающее движение Пашасаны «выдавливает» мышечное напряжение и отучает от привычки сжимать область талии, ребер и бедер. Поза опускает энергию вниз, подготавливая тело к восхождению энергии в Краунчасане.

5. Краунчасана ( поза Цапли). Апана, которую вы культивировали в предыдущих асанах, достигает земли в Краунчасане. Она дает возможность прочувствовать таинственную Мула-бандху, также известную как «связывание корней». Начните выполнять асану со сгибания левой ноги, как в Трианг Мукха Эка Пада Пашчимоттанасане. Захватите левой рукой правое запястье. Сохраняя руки развернутыми наружу, захватите правую стопу. Затем выпрямите правую ногу и направьте вверх пальцы правой ноги.

В вытянутой ноге включите в работу обе спирали (как и в Уттхита Хаста Падангуштхасане или Паршвоттанасане). Направьте назад внешний край тазобедренного сустава, затем сделайте усилие во внутреннем своде стопы и основании большого пальца, создавая таким образом обратную спираль. Давите руками на ногу и создавайте сопротивление, вытягивая ногу вверх — это стабилизирует тазобедренные суставы и способствует удлинению мышц задней поверхности бедра. Держите руки прямыми и усиливайте восходящий поток энергии, или праны, в позе, направляя вверх и раскрывая область сердечного центра.

Наконец, отклоните голову назад и направьте взгляд вниз, чтобы вытянуть лестничные мышцы по сторонам шеи. Это исходная позиция для входа в полную асану. Прочувствуйте движение праны на данном этапе, чтобы вы могли перенести его в практику полной асаны.

Чтобы войти в конечный вариант асаны, поднимите прямую ногу вертикально вверх с помощью согнутых в локтях рук. Поднесите подбородок к голени или к колену прямой ноги. Поверните левую сторону области почек вперед и эту часть тела прижмите к внутреннему колену правой ноги. Направьте правую седалищную кость глубже в пол и подтяните ее по коврику чуть вперед, двигаясь по направлению к левому седалищному бугру. Это сразу же создаст расширение тканей передней части тазового дна. В сочетании с открытым сияющим сердечным центром это действие вызывает поднятие центральной точки промежности, подобно взвивающемуся вверх пламени. Через несколько циклов дыхания отпустите правую ногу и на выдохе сделайте шаг назад в позу Собаки мордой вниз. Выполните виньясу. Не торопясь заземлите свою энергию и выполните позу с другой стороны.

Ричард Фриман практикует йогу с 1968 г. и провел более 10 лет в Азии, изучая различные традиции йоги. Ричард возглавляет центр Yoga Workshop в Колорадо. www.yogaworkshop.com.