Йога-парадокс, или почему в настоящей йоге нет места прогрессу

Йога-парадокс, или почему в настоящей йоге нет места прогрессу

Бывает, случаются очень примечательные события. Например, когда вы в первый раз встаёте в Стойку на руках в центре комнаты: «Смотри, мам, никаких стен!» И вот вы наполнены ощущением того, что неудержимо идёте только вперёд.

Однако, в йоге прогресс — это парадокс. Мы практикуем, чтобы достичь совершенства в позах, но на коврике мы также учимся воспринимать настоящий момент таким, каков он есть, освобождаемся от борьбы и приходим к самопринятию. Измерять достигнутый прогресс означает оглядываться назад на то, где мы были, а прогрессировать — значит устремлять взгляд в воображаемое будущее. Ни один из этих вариантов не согласуется с принципом «здесь и сейчас». Так как же правильно ставить цели для тела, ума и духа, в то же время полностью осознавая каждое действие, каждый вдох прямо сейчас? И что вообще подразумевает «успешная» практика йоги?

Мы живем в культуре, где конечная цель ценится гораздо больше, чем процесс её достижения. Вполне понятно, что мы можем поймать себя на мысли вроде: «Я буду хорошим учеником, когда у меня наконец получится сделать...» — вставьте название любой суперсложной позы. Но чтобы быть йогом, не требуется глубже прогибаться назад или закидывать ногу за ухо. Асана — это только одна из восьми ступеней, описанных Патанджали в «Йога-Сутрах». Другие ступени включают яму — этические ограничения, нияму — нравственные принципы, пранаяму — искусство дыхания, пратьяхару — контроль чувств, дхарану — концентрацию, дхьяну — медитацию и самадхи — единение.

Согласно Патанджали, йога — сумма всех этих составных частей. Освоить в конце концов продвинутую позу, скажем, трудный баланс на руках — это здорово, особенно если вы долго и упорно занимались, чтобы достичь этой цели. Однако настоящий прогресс в йоге больше относится к её неосязаемым преимуществам, чем к материальным плодам. Паршва Бакасана (поза Журавля в сторону) — красивая поза, но только поза. Многие современные учителя скажут вам, что йогой это становится только тогда, когда в контексте практики поз вы развиваете осознанность, чувствительность, ответственность и связь с чем-то большим, чем вы сами. У вас появляется ощущение счастья, распространяющегося на весь окружающий мир. Очевидно, именно эти качества и есть успех в практике.

Осознанность. На первый взгляд опытные студенты в вашей йога-студии не сильно отличаются от новичков. Но у тех, кто продвинулся на пути, более тонкое представление о себе. «Узнав себя и свое тело, его возможности и пределы, вы сможете развить соответствующую практику с уважением, — говорит Сара Паэурс, учитель йоги из Сан-Франциско. — То, что уместно в практике, меняется каждый день в соответствии с состоянием вашего здоровья, эмоциональной доступностью и уровнем мотивации. Опытный студент осознаёт влияние всех этих переменных и позволяет им направлять практику». Б.К.С. Айенгар понимал прогресс как способность использовать свой внутренний интеллект, чтобы «пробудить черные дыры в теле» — например, раскрыть внутреннюю поверхность бедра или, скажем, мертвую зону середины спины. У нас есть места, где мы отсутствуем умом или наше внимание отвлечено. Таким образом на самом деле нет никакой разницы между новичком и продвинутым студентом. Для Айенгара всё, что имеет значение, — быть внимательным и находиться в настоящем моменте. Подобное самонаблюдение повышает вашу чувствительность к внешнему и внутреннему миру. Способность, которая и является самой сутью йогического прогресса.

Чувствительность. Поскольку йога не спорт, трудно отслеживать прогресс по внешним признакам: скорость, выносливость, сила, расстояние и даже гибкость. Как же ставить цели в практике, где нет чётко обозначенных рубежей? Начните с рассмотрения каждой асаны как путешествия. Возможно, вы знаете пункт назначения, но часто можно найти всё что нужно на самом пути. Например, в Падмасане (поза Лотоса) вы можете мысленно просканировать своё тело и увидеть, что мешает вам с легкостью выполнить асану. Посмотрите на ваше положение в данный момент, затем проследите все маленькие шаги, требующиеся, чтобы пройти путь. Поторопитесь — или попытаетесь сократить путь — и получите травму. Это не значит, что все могут войти в Падмасану в первый день занятий, однако если это ваша цель, спросите себя: «Как я могу сделать это безопасно и без насилия? Есть ли другие асаны, раскрывающие бёдра, подобно Падмасане, но без сгибания колена?» Возможно, вы не сможете войти в полную Падмасану за полгода, а может, и вообще никогда ее не освоите. Как бы то ни было, в процессе вы узнаете много о взаимосвязи таза и спины, таза и колен, колена с лодыжкой и шеей. По мере постижения этих аспектов вы разовьете способность прилагать нужное усилие в нужное время. Тонкая чувствительность становится якорем для внимания — и на коврике, и в жизни.

Преданность. Чтобы по-настоящему продвинуться в практике, необходимо отводить время для занятий, групповых и индивидуальных. «Поощрять домашнюю практику — то же самое, что ухаживать за садом своего «я», — говорит Мэри Паффард, инструктор из Калифорнии. — Без этой преданности и упорства легко начать концентрироваться на внешних целях и попасть в ловушку потребности в бесконечных достижениях. Когда вы практикуете дома с преданностью и честностью, ваш опыт со временем обогащается естественным образом». Согласно «Йога-Сутрам» (1.14), практика становится «прочно укрепленной, когда она искусно и беспрерывно культивируется на протяжении долгого времени». Преданность — это та самая готовность надолго оставаться в пути. Все мы переживаем колебания ума, у всех есть плохие дни. Но продвинутый студент практикует в любом случае, научившись со временем отпускать ожидания и просто наслаждаться процессом.

Связь. Говорят, что йога, в конечном счете, подразумевает растворение в чувстве бесконечности, или в Абсолюте. «Дыхание становится более ровным, а тело — более стабильным. Это очень прагматичные знаки, указывающие на прогресс в нашей практике асан, — говорит ведущий учитель и основатель Para Yoga Род Страйкер, — но вы понимаете, что действительно делаете успехи, если можете, оставаясь в позе, почувствовать что-то без начала и конца. В традиции это состояние называется ананта». Это может звучать несколько абстрактно, но вы можете естественным образом обрести эту осознанность, используя асану, чтобы остановиться. «Я изучал философию, делал много физических упражнений, но только когда я по-настоящему расслабился и ум затих, я смог ощутить истинную связь, — продолжает Страйкер. — Есть много людей, с которыми случаются чудесные вещи в процессе этих физических практик. Однако пока вы не испытаете глубокую неподвижность, практика не будет сбалансированной». Если вы привнесёте осознанность и чувствительность в это блаженное состояние тихой радости после класса, вы, возможно, обнаружите тягу к чему-то более глубокому. Это чувство есть в практике Йога-нидры, пении мантр, пранаямах и медитации. «Глубокие уровни практики создают связь с чем-то вечным и со светом в вашем собственном сердце, — говорит Страйкер. — Если свет достаточно ярок, он продолжает освещать вашу жизнь ещё долго после того, как вы сошли с коврика».

Счастье. Известный учитель йоги Айенгара Джон Фрэнд давал студентам анкеты с вопросами: «Почему вы здесь? К чему вы стремитесь в вашей практике? Каковы ваши цели?» Хотя ответы разнились, он обнаружил, что суть, к удивлению, была неизменной. «Они могут сказать: «Мне не очень интересна философия, я пришел просто за физической нагрузкой». Но если вы спросите, зачем они на самом деле занимаются, окажется, что для радости, они всегда хотят найти в себе чувство свободы». Мы склонны обращать внимание на стрессовые и трудные ситуации, а моменты легкости часто проходят мимо нас. Как вы можете чувствовать себя свободным и счастливым, когда вы увязли в технических деталях Парвритта Триконасаны? Фрэнд предлагает выйти за пределы позы, чтобы найти ответ. «Вы оцениваете асану по её плодам, — говорит Фрэнд. — Как вы меняетесь? Становитесь ли вы более сострадательным? Появляется ли в вас больше доброты? Чувствуете ли вы больше любви? Достигаете ли вы большей честности?» Обращение к этим высшим намерениям поможет сохранить правильный взгляд на практику и оставаться на связи с чем-то очень хорошим в себе. В конце концов, асана не главное. Возможно, вы думаете, что хотите научиться стоят на голове, но в реальности просто хотите почувствовать себя лучше. Все мы очень хотим быть счастливыми. Счастье и чувство благополучия создают настоящее ядро йоги. Когда они появляются, вы знаете, что находитесь на правильном пути.

вапмвапм