Институт Шанг Шунг: что это и кому будет полезен

В жизни так бывает, что случайные встречи превращаются в новый опыт. Так было и со мной. В конце лета в индийском ресторане я познакомилась с женщиной по имени Пунцог Вангмо, которая оказалась ведущим доктором тибетской медицины при Международном института тибетских исследований Шанг Шунг. За чашкой пряного чая с молоком доктор Пунцог на великолепном английском рассказала о своей практике на Западе, о встречах с Далай-ламой, о замысловатой линии преемственности тибетских врачей. Все это было невероятно, увлекательно, но больше всего впечатлило, что каждые три месяца вот уже несколько лет доктор приезжает в Москву обучать русских студентов тибетскому врачеванию. Я и не предполагала, что получить степень доктора тибетской медицины можно в России за три года! Мне всегда казалось, что для этого нужно учиться лет семь в Индии, в Дхарамсале. Чтобы полностью убедить меня, доктор Пунцог приглашает нас на занятия в Северный Кунсангар — русский филиал Института. Соглашаться? Легко!

Пионеры буддизма

Дзогчен-общину Северный Кунсангар знает каждый житель деревни Большие Дворы Павлово-Посадского района. «Тибетцы, говоришь? Дык, это ж там, где бывший пионерлагерь», — словоохотливая торговка лесными грибами показывает рукой на железные гнутые ворота эпохи советского конструктивизма. Так правильно и естественно, что российский Шанг Шунг развивается в атмосфере счастливого детства 70-х! Так, например, место для огненной пуджи с остатками пепла и подгорелых дров напоминает вчерашний пионерский костер в честь окончания смены, а разноцветные флажочки лунгта дрожат на ветру между соснами, словно повязанные школьниками на добрую память. Садовые скульптуры пионеров только подчеркивают зримую связь с прошлым — одна из них, бетонная девочка, выжимающая край мокрого платья, как бы специально оставлена охранять строящуюся Ступу Совершенной Победы. «Это одна из самых больших в Европе, 14 метров, в ней замурован сосуд с частицами, оставшимися после кремации самого Будды Шакьямуни», — с восхищением говорит мой провожатый Владимир. Потом мы гуляем у реки, отмахиваемся от комаров, и, когда суета будней окончательно растворяется благодатью Кунсангара, Владимир препровождает меня в класс, где доктор Пунцог уже начала читать лекцию.

Медицина для йогов

«Сегодня я вам расскажу о связи тибетской медицины и йоги, — кажется, что доктор Пунцог говорит специально для меня.— Среди наших студентов много учителей йоги, и им полезно знать медицину. Будучи учителем йоги, хорошо уметь помогать людям не только двигаться через асаны, но и подсказывать, что съесть, чтобы лучше двигаться, и как совершать правильное движение». Три часа я слушаю доктора Пунцог, раскрыв рот. Оказывается, Шанг Шунг готовит специальные программы тибетской медицины для йога-тичеров! «Мы стараемся совместить программу янтра-йоги с врачебной наукой, — продолжает лекцию доктор, — и если к вам придет человек с проблемным желудком, вы будете знать, что посоветовать ему, чтобы укрепить пищеварительный жар. Часто приходят люди с разными инфекциями — воспалением мочевого пузыря, почек и печени. Почкам, например, нужно тепло, но для мочевого пузыря тепло — плохо. Желудку хорошо тепло, а печени — плохо. Противоречие? Сложно подобрать лекарство? Но мы можем подключить йогу. Например: дать теплое лекарство для желудка и почек, печени дать пранаяму, а для мочевого пузыря дать асаны. И это поможет вашему ученику. Йогину важно знать систему расположения каналов — это помогает ему заниматься сбалансировано, без осложнений».

Зачетку!

После лекции — практическое занятие по тибетскому массажу Ку Нье. Студенты (в классе примерно 60 человек) раскладывают 30 массажных столов, нагревают кунжутное масло и разбиваются на пары. Начинается уникальный сеанс одновременного массирования. Это предэкзаменационный зачет, и доктор Пунцог ходит между столами, заложив руки за спину, глухим голосом поет тибетские молитвы и периодически направляет неверные руки учеников. Одна из студенток, в миру врач-терапевт, остается без пары. Я соглашаюсь быть ее подопытным кроликом, раздеваюсь, прыгаю морским котиком на стол и.... просыпаюсь только через полтора часа от тревожного голоса Владимира, который потерял меня и отчаялся напоить чаем.

До завтра

Тепло разливается по телу. До чего хорошо! Уже в сумерках я покидаю Шанг Шунг, преисполненная благодарности и самых лучших намерений. Я хочу учиться на доктора тибетской медицины! И если все случится — об этом будет следующая статья. А если жизнь уведет меня в другую сторону, этот опыт, прекрасный и неповторимый, все равно останется отпечатком счастья в памяти.

Спаси и сохрани

Институт Шанг Шунг был основан в 1989 году мастером дзогчен Чогьялом Намкаем Норбу и торжественно открыт в 1990 в Италии, в Меригаре Его Святейшеством XIV Далай-ламой. Институт является некоммерческой культурной организацией, не преследующей политических целей. Институт носит имя легендарного царства Шанг-Шунг, возникшего в Тибете более 4000 лет назад, — именно в Шанг-Шунге берет свое начало тибетская история и культура. Задача Института — сохранять тибетскую культуру во всей ее чистоте и полноте. Знания о тибетской культуре распространяются в различных аспектах: религиозном, философском, художественном, историческом, социальном.