
Лечение пиявками позволяет удалять застой крови из тканей, но секрет его эффективности вовсе не в высасываемой крови. Когда пиявка заканчивает трапезу и отделяется, рана продолжает кровоточить. Об этом последствии укусов пиявок врачи и натуралисты знали с древних времен. И хотя традиционная терапия пиявками потеряла популярность в начале XX века, это наблюдение сохранило медицинскую актуальность и навсегда изменило врачебную практику.
Переворот, давший начало современной медицине, произошел, когда патологоанатомы при вскрытиях обнаружили, что истинные причины заболеваний — это опухоли, инфекции и отказ органов, а не дисбаланс гуморов. Помимо этого, они выявили значительную роль тромбов в гибели пациентов. Конечно, кровь должна сворачиваться, иначе даже порез бумагой и кровотечение из носа были бы опасны для жизни, но нежелательные сгустки, образующиеся в кровотоке, были признаны причиной многих наиболее распространен ных и смертельных заболеваний, включая инфаркт, инсульт и тромбоэмболию легочной артерии. Это открытие подтолкнуло ученых к поиску средств для лечения и профилактики образования тромбов, и они нашли такое средство в пиявках.
Тщательные исследования укусов пиявок показали, что в слюне этих паразитов содержится мощный разжижитель крови под названием гирудин.
Основной эффект, за который пластические хирурги вроде Кобрея ценят лечение пиявками, заключается именно в дополнительной дренажной функции. Осознание пользы слюны пиявок привело к созданию в начале 1900-х годов первого коммерчески доступного средства для разжижения крови — экстракта из измельченных голов пиявок. Значительная часть моей работы как терапевта заключается в разжижении крови пациентов с целью профилактики и лечения тромбов, и выбор различных препаратов-антикоагулянтов
становится все больше. Производные гирудина по-прежнему широко используются, и только за десять лет, прошедших с тех пор, как я окончил институт, на рынке появилось несколько новых препаратов для разжижения крови.
У врачей сейчас больше, чем когда-либо прежде, средств для лечения огромного количества заболеваний, связанных с тромбами, но пиявки появились в нашем деле первыми.
Врачи зарабатывают на жизнь точно так же. Каждый назначаемый мной препарат тоже меняет биохимические процессы в организме пациента и манипулирует физиологией с целью восстановить здоровье или уменьшить симптомы заболевания. В частности, препараты для разжижения крови воздейству-ют на кровь так же, как пиявки. Методы моей профессии не так уж сильно отличаются от методов, которые используют паразиты, а порой они абсолютно одинаковы. Возможно, в ближайшем будущем мы обнаружим, что живых пиявок можно использовать в лечении еще большего количества различных заболеваний.
Когда я думаю о будущем медицины, я часто задаюсь вопросом, какая революция изменит сегодняшние методы системы здравоохранения. Какие аспекты современной практики будут считаться варварскими? Наверняка таких будет немало. Я полагаю, что врачи в будущем станут удивляться тому, как специалисты начала XXI века продолжали откачивать кровь из человеческих тел — даже спустя столетие после краха гуморальной теории. Врачи часто грешат тем, что берут слишком много крови у пациентов: порой мы назначаем ненужные анализы, а у пациентов, находящихся в больнице долгое время, может развиться анемия из-за постоянного взятия образцов. Когда можно будет провести целый комплекс анализов, используя лишь одну каплю крови, нас будут считать жестокими пиявками.
Медицинская практика всегда стремится к совершенствованию, особенно через изучение мира природы, хотя ее история не раз сворачивала не туда. Иногда новейшие достижения для спасения жизни или конечностей основываются на ошибках прошлого, а давно забытые методы лечения получают второе дыхание. Врачи всегда будут обращаться к природе в поисках подсказок для лечения человека, ведь первым манипуляциям с кровью мы научились у существ, которые к тому времени уже целую вечность оттачивали
свое мастерство.