Революция асан

Практика
|  11 апреля 2014

В древних книгах по йоге описано всего 84 позы йоги. Большинство из этих асан, как известно, были предназначены для практики медитации. Очевидно, что в современной йоге асан описано значительно больше! Откуда они взялись? Кто их придумал? И для чего был расширен пантеон асан в XX веке? Ответы на эти вопросы искала Ольга Казак.

Йога не всегда была тем, чем стала в XX и XXI веках. Она всегда менялась. Изменения происходили с течением времени или благодаря миграции йогических систем из одного климата в другой.

Особенно пристально исследователи изучили эволюцию асан. И в процессе систематизации поз йоги открылось много интересных фактов, позволивших по-иному взглянуть на миграцию йоги с Востока на Запад (некоторые ученые даже обнаружили трансформирующее влияние Запада).

Главный вопрос, который задают ученые: почему в современной йоге столь большое значение придается асанам (Аштанга-виньяса, йога Айенгара, другие авторские разработки), когда помимо физического аспекта существует еще много других элементов? И как случилось, что из инструмента для медитации асаны сегодня превратились в самостоятельное направление?

Существует точка зрения, и ее поддерживают исследователи йоги Марк Синглтон и Норман Сьоман, что многочисленные асаны — в том виде, в котором они сегодня существуют, —не являются чисто индийским продуктом, а были модифицированы с учетом модных в начале XX века гимнастик — датской и шведской, а также претерпели влияние зародившегося тогда культуризма. В некоторой оппозиции по отношению к компании «западников» стоит скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн — автор скрупулезного исследования «84 асаны йоги». В отличие от Сьомана и Синглтона фрау Бюнеманн считает, что практика асан (во всем их многообразии) развивалась столетиями. Этот процесс «затяжных родов» по сути и дал жизнь Хатха-йоге в том виде, в котором она практикуется сегодня во всем мире. Бюнеманн, исследовав все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, приводит в доказательство список из 84 асан — позы встречаются одновременно в нескольких древних книгах по йоге. (Сегодня различных вариаций асан насчитывается куда больше!)

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)». Рассуждая об асанах, имеет смысл отделить Хатху от других видов йоги, что невозможно без краткого экскурса в историю религии Индии.

Два культа

Индуизм делится на два лагеря — поклонников Шивы (шайвы) и адептов Вишну (вишнуиты). Культ Шивы был принят в более раннюю эпоху, чем вишнуизм. Шиваизм долго оставался профессиональной религией брахманов и ученых, пока в I тыс. до н. э. его не потеснил вишнуизм. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма: переселение душ, просветление, карму, а также различные виды поклонения Вишну посредством Бхакти-йоги. Следует отметить, что созерцательная Бхакти-йога ничего общего с Хатха-йогой не имеет. И техники Бхакти-йоги обычно состоят из воспевания имен Вишну (бхаджаны или киртаны), медитации на его форму (дхарана) и поклонения мурти Вишну (пуджа).

Поклонение Шиве (шиваизм) прослеживается еще с доарийского периода (2500—1500 г. до н. э.) Главной целью шиваитов является осознание своей тождественности с Шивой и освобождение через слияние с ним. Союз с Богом приходит благодаря получению знания от духовного наставника. Из шести существующих сект шиваизма только Сиддха-сидханта шиваизм (традиция натхов, или шиваизм Горакшанатха) является школой, в которой зародилась практика Хатха-йоги. Это один из самых ранних аскетических орденов Индии. Теология в этой школе часто отходит на второй план, и в главном фокусе оказываются техники Кундалини и Хатха-йоги. В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., ее основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов. Согласно преданиям, благодаря практике Хатха-йоги Горакшанатх достиг физического бессмертия.

Волшебные воины

В Средние века натхи были очень влиятельны, однако само имя «натх» или «хатха-йогин» пользовалось специфической репутацией из-за их излишней воинственности. Кроме того, все связанное с натхами было опутано мистицизмом, что заставляло представителей элитных брахманских слоев населения считать их воинами-магами, владеющими колдовскими методами, волшебными силами — сиддхами. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Их называли также натх-сиддхами. В средневековой Индии натхов считали проводниками сверхъестественной силы — они могли возводить на престол или низвергать с престола королей. Вплоть до XVIII века натхи-саньясины практиковали аскезу и сложные асаны «наряду с обучением боевым техникам и владением оружием». Тогда же натхи «доминировали на рынке военных наемников в Северной Индии». Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Оружие бессмертия

Гудрун Бюнеманн пишет: «В большинстве текстов натха и хатха традиций учат лишь небольшому количеству асан, причем в сочетании с энергетическими замками и другими практиками, такими как пранаяма: этот взгляд на роль асан как на вспомогательную явно отличается от взгляда большинства современных йогических школ. «Гхеранда-Самхита» учит йоге, в которой асана функционирует как второе звено из семи: 1) шесть практик очищения шаткарм; 2)асаны; 3)мудры; 4) отвлечение чувств от внешних объектов (пратьяхара); 5) пранаяма; 6) медитация (дхьяна); 7) погружение (самадхи)». Бюнеманн также пишет, что значение асаны в разных текстах может интерпретироваться в зависимости от школы и традиции. И если в йоге натхов асана — это инструмент укрепления тела и способ достижения «особых сил», то в Адвайта-Веданте, например, термин получает особое значение и интерпретируется в зависимости от ума практикующего, и асана нужна только для того, чтобы в ней «можно было с легкостью предаваться непрерывным размышлениям о Брахмане». То есть у асаны появляется интеллектуальное значение, в корне отличное от целей и задач Хатха-йоги.

Факиры и колдуны

Синглтон указывает на то, что вплоть до второй половины XIX века Хатха-йога не пользовалась популярностью даже у себя на родине, в Индии. Взгляд на йогу как на суеверие и колдовство во многом был связан с начавшимся еще в Средние века процессом колонизации европейцами стран Азии и Востока. У европейцев на тот момент отсутствовала заинтересованность в изучении систем йоги. «Туристами» были и путешествующие писатели XVII-XVIII веков — французы Франсуа Бернье и Жан де Тавено. Их письма, написанные на родину из Индии, что называется, сделали моду и задали стиль для многих последующих описаний йогинов и восприятия их европейцами, «как мохнатых аскетов, нечесаных дикарей с диким взглядом, язычников и оккультистов». В виду отсутствия дискурса йога просто не изучалась, а наблюдалась. Ведические брахманы также отрицательно относились к Хатха-йоге, считая ее уделом низших слоев общества, склонных к практике оккультизма и колдовства.

Синглтон отмечает, что к XVIII веку Хатха-йога пришла в упадок. О шаткармах, асанах, пранаяме на время забыли. А в XIX веке снова вспомнили. Это был век развития мировых монополий, становления империализма, расширения колониальных владений и развития межкультурных связей.

О йоге на Западе многие впервые узнают в 1893 году на Конгрессе всемирных религий из уст пропагандиста Веданты, Свами Вивекананды, который высказывается о Хатха-йоге пренебрежительно и называет йогов «факирами, принимающими неподобающие позы». Тут нужно сделать небольшую поправку: Свами Вивеканада не привозил на Запад йогу. Он привез Адвайта-Веданту. А ведантисты не практикуют Хатха-йогу, они занимаются созерцательной практикой тождественности Брахману — Джняна-йогой.

Железо куй и йогу практикуй!

Так почему асаны стали так популярны в ХХ веке? Запад в XIX-XX веках охватывает мода на здоровое и красивое тело. Становятся популярными гимнастика, культуризм, атлетизм. Физподготовка вводится в программы обучения школьников, студентов, солдат и даже благородных девиц, в том числе и в России. А в это время в Индии благодаря деятельности лидеров движения за независимость растет дух национального самосознания. С помощью таких антиколониально настроенных меценатов, как Махарадж Майсура Кришнараджендра Водеяр IV, в молодежной среде пропагандируется здоровый образ жизни. Открываются «клубы здорового тела» при школах и университетах. Но главное — в Индии появляются свои национальные герои: культуристы, йоги, которые в то же время являются борцами за свободу и независимость. Будучи воспитанниками западных школ физкультуры, они тем не менее привносят в практику национальные черты. Таким образом постепенно формируется современная практика асан — она не может не вобрать в себя элементы западной физкультуры. Один из героев того времени — К.В. Айер — профессор физической культуры, последователь основателя западного культуризма Евгения Сандова. Харизматичный Айер был страстным пропагандистом Хатха-йоги как части эффективного режима физической культуры. В своей монографии «Культ мышц» (1930) он клянется, что «Хатха-йога, древняя система телесного культа, дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги».

Знаменитым пациентом Айера был Кришнараджендра Водеяр, которого профессор лечил после инсульта. В благодарность Айеру махарадж финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И... этот зал находился рядом со школой йоги Шри Тирумалаи Кришнамачарьи!

В 1933 Кришнамачарье была поручена популяризация практики йоги в Индии. У молодежи тогда йога ассоциировалась с аскетизмом и эзотерикой. Синглтон пишет, что некоторые юноши «даже чувствовали себя виноватыми, что пошли на йогу, а не на бодибилдинг к Айеру» в класс через коридор. И тогда Кришнамачарья начал свой «великий эксперимент» с йогой — ввел в практику новые элементы: подручные материалы из спортивного зала (веревки, блоки), придумал на ходу и испробовал на своих учениках новые позы. Есть мнение, что знаменитый комплекс Сурья Намаскар (раньше имел форму пуджи, выполнялся в сочетании с мантрами) Кришнамачарья модифицировал, позаимствовав из гимнастики переходы. Он разработал множество новых виньяс (динамических связок). Синглтон утверждает, что уроки йоги при дворце в Майсоре сначала воспринимались просто как хорошее дополнение к физическому воспитанию, но Кришнамачарья постепенно добился того, чтобы была признана и духовная составляющая школы. Очень скоро йога оказывается в авангарде и способна бросить вызов западной гимнастике. Для того чтобы пропагандировать йогу, Кришнамачарья гастролирует с наиболее продвинутыми учениками по всей стране. Его студенты — все как на подбор сильные и атлетически сложенные молодые люди — показывают сложные позы и акробатические номера, устраивая настоящие представления силы, гибкости и выносливости. Это укрепляет индийцев в вере, что национальная физическая культура превосходит западную. Йога становится популярной еще и потому, что Кришнамачарье удается то, что не удавалось прежде никому из учителей: он объединяет гимнастическую йогу с философией «Йога-сутр» и древнеиндийской медициной. Так Индия в середине ХХ века, а затем и «нищий духом» Запад получают абсолютно новый продукт, апеллирующий к традиции Патанджали. Плюс йогашалы — в ней никогда не поддерживался принцип воздержания (брахмачарьи). Любой светский юноша, а впоследствии и девушки могли заняться йогой. Удачное сочетание духовности и философии, силовой гимнастики и культа здорового тела определило тот успех, с которым развивалась дальше йога в традиции Кришнамачарьи. Пика популярности на Западе во 2-й половине ХХ века достигли два его знаменитых ученика — Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс. Школа Аштанга-Виньяса-йоги и метод йоги Айенгара продолжили линию преемственности учителя в использовании модификаций асан, связок и виньяс и одновременно прививали студентам правила жизни, описанные в «Йога-сутрах». Айенгар еще и модернизировал терапевтические приспособления, сделав их более функциональными и разнообразными.

В завершение хочется процитировать слова Нормана Сьомана: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги». На протяжении всей истории практика йоги претерпевала изменения. И продолжает изменяться, адаптируясь к быстро меняющимся условиям жизни. От рождения до смерти человек меняется. Практика йоги так же не может оставаться неизменной в течение тысячелетий. Эволюция — это жизнь, которая развивается, двигаясь вперед. А йога создает для этого развития гибкие условия.

На вопросы отвечает Сергей Агапкин, директор сети Agapkin Yoga Station

Почему йога использовалась для физической подготовки молодых индийцев в период борьбы с колонизацией?

Добавление силового момента в йогу давало право без объяснений двигаться к искомой политической цели без того, чтобы давать объяснения кому-либо.

Повлияла ли западная гимнастика на развитие йоги в Индии?

Заявление о том, что современный контент йоги обязан не только древним текстам, но и наработкам западных специалистов в области физической культуры, звучит очень сомнительно. Большинство западных систем конца XIX и начала XX веков, таких как немецкая и шведская гимнастика, прекрасно известны до сих пор, и любому заинтересованному человеку несложно понять что:
1) авторы этих систем сами заявляли об эклектичности созданных ими направлений;
2) статической нагрузкой, в отличие от йоги, почти не пользовались;
3) активно работали с оборудованием (перекладины, брусья, шведские стенки).

Кто привез йогу на Запад? Принято считать, что Свами Вивекананда.

Выступление на Всемирном конгрессе религий в США в 1893 году Свами Вивекананды нельзя считать точкой отсчета интереса к Хатха-йоге.

Вивекананда не был хатха-йогином. Йогу в Америку в 1920 привез Парамаханса Йогананда, родной брат которого, Вишну Чаран Гош, в 1923 создал первый колледж йоги в Индии.

Откуда в современной йоге столько асан?

Частично из йоги, частично из боевых искусств Индии, из методик подготовки борцов (один из йогических монашеских орденов в Индии — как раз орден маллов, борцов). Существование ряда асан немедитативной направленности мы уже можем видеть в комментариях Вьясы (не позднее VI в. н.э.) к «Йога-сутрам» Патанджали. Это поза Лотоса, поза Воина, Благоприятная поза, Свастика, поза Посоха, поза со вспомогательной опорой, поза лежа, поза Сидящего журавля, поза Сидящего слона, поза Сидящего верблюда, поза Баланса и так далее.

На вопросы отвечает Сергей Бабкин, старший инструктор Agapkin Yoga Station.

Могли ли западная гимнастика и культуризм повлиять на йогу в конце XIX — начале XX века?

Есть такой исследователь йоги Норман Сьоман, который достаточно смело развеивает мифы, сложившиеся вокруг современной йоги. В том числе высказывает предположение, что на Кришнамачарью могли повлиять бойцовские школы, которые активно развивались в Майсоре. Он пишет также, что на Кришнамачарью могла оказать влияние западная физическая культура, привнесенная в Майсор англичанами. Для этого предположения есть свои основания, так как в общем-то йога до ХХ века была достаточно статична и имела набор от 20 до 84 асан, большинство из которых были сидячими. Это то, о чем пишет Гудрун Бюнеманн. В то же время стоит отметить, что динамические практики йоги встречаются в Тибете, и нельзя исключать, что Кришнмачарья мог их принести оттуда.

Какой была европейская физическая культура в начале ХХ века, и как она мигрировала в Индию?

В конце XIX века в Европе начала формироваться методическая база гимнастики (не современной спортивной, разумеется, а как системы развивающих упражнений). Соответственно, эта гимнастика с англичанами пришла в Индию, и поскольку англичане формировали местную систему образования для сливок индийского общества, то разумеется, все высокопоставленные индийцы были с ней знакомы. Также стоит отметить военно-прикладные виды — стрельбу, фехтование, бокс. О чем, кстати, и писал в труде «Йога Макаранда» Шри Тирумалаи Кришнамачарья : «Есть только три вида физической культуры, которые дают равную силу суставам и сосудам нашего тела: йога-бхьяса (практика йоги — упражнений для тела и сознания), каради садхана (фехтование или упражнения с использованием холодного оружия) и стрельба из лука».

Считается, что Хатха-йога была утеряна и возродилась в начале ХХ века. Почему возник упадок?

А чем йога отличается от других школ и социальных институтов? Ничем. Подчиняется тем же законам развития систем и организаций. Есть циклы — рождение, всплеск развития и роста, стабилизация, упадок, существование в той или иной степени упадка до очередного возрождения и обновления.

Почему возникли предпосылки для очередного возрождения? Для разворачивания национально-освободительного движения нужны были не только новые идеи, но и культура и искусство, которые объединяли бы людей, вызывали бы у них гордость за свою историю. То, что создавало бы национальную самоидентификацию. Такие моменты были и в истории европейских государств — вспомним, например, Германию, работавшую над созданием национальной самоидентификации — от наполеоновских войн и до Бисмарка в течение полувека.

Индийцы в тот период занялись возрождением традиционных танцев, боевых искусств и йоги.

Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.

«Современные школы йоги часто ссылаются на авторитет «Йога-сутр» (хотя в их учебных программах мало что напоминает об учениях, изложенных в этом тексте). «Йога-сутры» — самый известный на Западе древний текст по йоге.

Ссылка на авторитет такого текста повышает престиж школы. Некоторые представители современной йоги пытались провести более определенную связь между принятой ими практикой асан и восьмичленной йогой Патанджали. Чтобы защититься от критики со стороны традиционалистов, обвиняющих современных учителей в том, что те предают традиционную йогу, пропагандируя асаны, вместо того чтобы культивировать духовную практику, некоторые современные учителя стали утверждать, что все составляющие восьмичленной йоги присутствуют в асанах. По их словам, эти составляющие либо развиваются естественным образом после выполнения асан, либо даже во время их выполнения. В число таких учителей входят сторонники Паттабхи Джойса и Б.К.С. Айенгара».

Список использованной литературы:
1) Марк Синглтон. Тело йоги.
2) Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.
3) Норман Сьоман. Йогическая традиция майсорского дворца.
4) Георг Ферштайн. Энциклопедия йоги.

Рассказать друзьям:
Печатать
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Ваш Email
21947
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947
	Array
(
    [0] => Array
        (
            [DETAIL_PICTURE] => Array
                (
                    [src] => /upload/iblock/cee/107_list.jpg
                    [width] => 517
                    [height] => 332
                    [size] => 30103
                )

            [~DETAIL_PICTURE] => 54476
            [ID] => 62983
            [~ID] => 62983
            [IBLOCK_ID] => 4
            [~IBLOCK_ID] => 4
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [NAME] => №107 Осень 2020
            [~NAME] => №107 Осень 2020
            [ACTIVE_FROM] => 19.10.2020 12:00:00
            [~ACTIVE_FROM] => 19.10.2020 12:00:00
            [TIMESTAMP_X] => 02.03.2021 14:24:37
            [~TIMESTAMP_X] => 02.03.2021 14:24:37
            [DETAIL_PAGE_URL] => /archive/62983/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /archive/62983/
            [LIST_PAGE_URL] => /archive/
            [~LIST_PAGE_URL] => /archive/
            [DETAIL_TEXT] => 
            [~DETAIL_TEXT] => 
            [DETAIL_TEXT_TYPE] => text
            [~DETAIL_TEXT_TYPE] => text
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [PREVIEW_PICTURE] => Array
                (
                    [ID] => 54475
                    [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
                        (
                            [value:protected] => DateTime Object
                                (
                                    [date] => 2021-05-02 08:27:33.000000
                                    [timezone_type] => 3
                                    [timezone] => Europe/Moscow
                                )

                        )

                    [MODULE_ID] => iblock
                    [HEIGHT] => 900
                    [WIDTH] => 643
                    [FILE_SIZE] => 72198
                    [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
                    [SUBDIR] => iblock/1d1
                    [FILE_NAME] => 107_COVER.jpg
                    [ORIGINAL_NAME] => 107__COVER.jpg
                    [DESCRIPTION] => 
                    [HANDLER_ID] => 
                    [EXTERNAL_ID] => 727021a0c5cb4f1d160d07c49449cf1f
                    [~src] => 
                    [SRC] => /upload/iblock/1d1/107_COVER.jpg
                    [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/1d1/107_COVER.jpg
                    [SAFE_SRC] => /upload/iblock/1d1/107_COVER.jpg
                    [ALT] => YogaJournal 
                    [TITLE] => №107 Осень 2020
                )

            [~PREVIEW_PICTURE] => 54475
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => 107-osen-2020
            [~CODE] => 107-osen-2020
            [EXTERNAL_ID] => 62983
            [~EXTERNAL_ID] => 62983
            [IBLOCK_TYPE_ID] => yoga
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => yoga
            [IBLOCK_CODE] => numbers
            [~IBLOCK_CODE] => numbers
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 53
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 53
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [EDIT_LINK] => 
            [DELETE_LINK] => 
            [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 19 октября
            [FIELDS] => Array
                (
                    [DETAIL_PICTURE] => Array
                        (
                            [ID] => 54476
                            [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
                                (
                                    [value:protected] => DateTime Object
                                        (
                                            [date] => 2021-05-02 08:27:33.000000
                                            [timezone_type] => 3
                                            [timezone] => Europe/Moscow
                                        )

                                )

                            [MODULE_ID] => iblock
                            [HEIGHT] => 332
                            [WIDTH] => 517
                            [FILE_SIZE] => 30103
                            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
                            [SUBDIR] => iblock/cee
                            [FILE_NAME] => 107_list.jpg
                            [ORIGINAL_NAME] => 107__list.jpg
                            [DESCRIPTION] => 
                            [HANDLER_ID] => 
                            [EXTERNAL_ID] => 3cd3ac092380133a9fc794d18edf1c30
                            [~src] => 
                            [SRC] => /upload/iblock/cee/107_list.jpg
                            [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/cee/107_list.jpg
                            [SAFE_SRC] => /upload/iblock/cee/107_list.jpg
                            [ALT] => YogaJournal 
                            [TITLE] => №107 Осень 2020
                        )

                )

            [PROPERTIES] => Array
                (
                    [PDF_PICTURE] => Array
                        (
                            [ID] => 477
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Пдф-картинка
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => PDF_PICTURE
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => F
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 30
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Пдф-картинка
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => 54548
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 370307
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => 54548
                            [~DESCRIPTION] => 
                        )

                    [I_PICTURE] => Array
                        (
                            [ID] => 478
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Айпад-картинка
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => I_PICTURE
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => F
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 30
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Айпад-картинка
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => 54549
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 370308
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => 54549
                            [~DESCRIPTION] => 
                        )

                    [BG_PICTURE] => Array
                        (
                            [ID] => 609
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Фоновая картинка блока (Desktop)
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => BG_PICTURE
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => F
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 30
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Фоновая картинка блока (Desktop)
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => 55681
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 376038
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => 55681
                            [~DESCRIPTION] => 
                        )

                    [LINK_POST] => Array
                        (
                            [ID] => 610
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Ссылка на новость
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => LINK_POST
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => S
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 60
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Ссылка на новость
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => /news/nomer-107-uzhe-v-prodazhe/
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 376039
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => /news/nomer-107-uzhe-v-prodazhe/
                            [~DESCRIPTION] => 
                        )

                )

            [DISPLAY_PROPERTIES] => Array
                (
                    [LINK_POST] => Array
                        (
                            [ID] => 610
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Ссылка на новость
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => LINK_POST
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => S
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 60
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Ссылка на новость
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => /news/nomer-107-uzhe-v-prodazhe/
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 376039
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => /news/nomer-107-uzhe-v-prodazhe/
                            [~DESCRIPTION] => 
                            [DISPLAY_VALUE] => /news/nomer-107-uzhe-v-prodazhe/
                        )

                    [BG_PICTURE] => Array
                        (
                            [ID] => 609
                            [IBLOCK_ID] => 4
                            [NAME] => Фоновая картинка блока (Desktop)
                            [ACTIVE] => Y
                            [SORT] => 500
                            [CODE] => BG_PICTURE
                            [DEFAULT_VALUE] => 
                            [PROPERTY_TYPE] => F
                            [ROW_COUNT] => 1
                            [COL_COUNT] => 30
                            [LIST_TYPE] => L
                            [MULTIPLE] => N
                            [XML_ID] => 
                            [FILE_TYPE] => 
                            [MULTIPLE_CNT] => 5
                            [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                            [WITH_DESCRIPTION] => N
                            [SEARCHABLE] => N
                            [FILTRABLE] => N
                            [IS_REQUIRED] => N
                            [VERSION] => 1
                            [USER_TYPE] => 
                            [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                            [HINT] => 
                            [~NAME] => Фоновая картинка блока (Desktop)
                            [~DEFAULT_VALUE] => 
                            [VALUE_ENUM] => 
                            [VALUE_XML_ID] => 
                            [VALUE_SORT] => 
                            [VALUE] => 55681
                            [PROPERTY_VALUE_ID] => 376038
                            [DESCRIPTION] => 
                            [~VALUE] => 55681
                            [~DESCRIPTION] => 
                            [DISPLAY_VALUE] => Загрузить
                            [FILE_VALUE] => Array
                                (
                                    [ID] => 55681
                                    [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
                                        (
                                            [value:protected] => DateTime Object
                                                (
                                                    [date] => 2021-03-02 14:24:37.000000
                                                    [timezone_type] => 3
                                                    [timezone] => Europe/Moscow
                                                )

                                        )

                                    [MODULE_ID] => iblock
                                    [HEIGHT] => 916
                                    [WIDTH] => 1200
                                    [FILE_SIZE] => 90237
                                    [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
                                    [SUBDIR] => iblock/446
                                    [FILE_NAME] => 2021_03_02-14.11.51.jpg
                                    [ORIGINAL_NAME] => 2021-03-02 14.11.51.jpg
                                    [DESCRIPTION] => 
                                    [HANDLER_ID] => 
                                    [EXTERNAL_ID] => 2b5f4b59fdae40e2eaac05d82dcce8e6
                                    [~src] => 
                                    [SRC] => /upload/iblock/446/2021_03_02-14.11.51.jpg
                                )

                        )

                )

            [IPROPERTY_VALUES] => Array
                (
                    [SECTION_META_TITLE] => Yoga Journal - №107 Осень 2020
                    [SECTION_META_KEYWORDS] => тантра, виньяса, журнал, асаны, медитация, занятия йогой для начинающих
                    [SECTION_META_DESCRIPTION] => 
                    [SECTION_PAGE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [ELEMENT_META_TITLE] => Номера журналов№107 Осень 2020
                    [ELEMENT_META_KEYWORDS] => тантра, виньяса, журнал, асаны, медитация, занятия йогой для начинающих, joga journal
                    [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => 
                    [ELEMENT_PAGE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => YogaJournal 
                    [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [SECTION_PICTURE_FILE_NAME] => 107osen2020
                    [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => YogaJournal 
                    [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_NAME] => 107osen2020
                    [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => YogaJournal 
                    [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_NAME] => 107osen2020
                    [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => YogaJournal 
                    [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => №107 Осень 2020
                    [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_NAME] => 107osen2020
                )

        )

)
Подписка на журнал
Подписка на журнал

Смотрите также
Энергия: источники и «поглотители» Куда мы «сливаем» энергию и откуда ее брать.
Недостающая деталь к поиску призвания Найти его чаще проще, чем мы думаем
Проблемы, которые можно решить с помощью подсознания Этот неочевидный способ позволяет преодолеть множество препятствий.
Практики наблюдения для того, чтобы начать менять тело и убирать зажимы «Мы никогда не понимаем, какие сокровища перед нами». Отрывок из книги «Любить. Учиться. Творить» Ани Эгоиста
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход