Почему йога не работает мгновенно
Два года назад при слове йога я невольно вздрагивала – перед глазами всплывал образ старого знакомого, обаятельного тусовщика, который за три месяца в Индии превратился в отстраненный от жизни скелет. Каково же было моё изумление, когда тело после практики стало меняться к лучшему. Спина со сколиозом — честно говоря, я давно махнула на него рукой — выровнялась, шея перестала болеть. И это лишь верхушка айсберга.
Моё знакомство с йогой Айенгара началось случайно: за обедом подруга обмолвилась о предстоящей практике и пригласила за компанию. «Йога — модно, а я не в теме», — крутилось в голове. Хотя вру, один раз я побывала в известном центре на Арбате. В зале случился аншлаг, а в душевой потек кран – в лужу на выходе из раздевалки я вляпалась трижды. Желание пропало надолго. А тут второй шанс, я загорелась.
Сначала на занятиях было тяжко. Каждая поза давалась с колоссальным усилием. Я чувствовала себя куском дерева — не могла ни согнуться, ни разогнуться. «Плечи жесткие и ноги жесткие. В спине как-будто камень», — говорила мне инструктор Марина. Я злилась и недоумевала. Я же такая спортивная, семь лет потела в спортзале, а тут непонятная йога, ничего не получается и я совершенно бессильна. Несмотря на трудности, в воскресенье я послушно ехала на другой конец Москвы. Марина внушила, что дисциплина в йоге важнее интенсивности.
Со временем люди в зале приходили, уходили, а я стабильно посещала класс. Изменений по-прежнему не наблюдалось — локти не разгибались, трапеции не опускались, спина продолжала ныть. Впрочем, небольшие сдвиги все-таки были. Помню, сажусь в машину после йоги и спиной чувствую рельеф сидения. Удивилась и порадовалась. Зимой осознала, что увереннее хожу по льду, ноги почти не скользят. Внутри появилась устойчивость, я стала спокойнее. Эти первые достижения казались чудом.
Через год на йога-семинаре в Подмосковье я обнаружила, что без помощи инструктора не могу сделать ничего. Ни уголок, ни даже хорошую собаку или тем более стойку на голове. Тело как будто парализовало от страха. Год практики завершился крахом для самолюбия, я чувствовала себя новичком.
Конечно, самонадеянно было ожидать, что жесткое тело очнется быстро. Но как понять это в моменте? Я занималась год, равнявшейся вечности в моей системе координат, купила розовый коврик, начиталась умных книг и почти запомнила названия на санскрите. А тело вдруг оказалось не готово. Позже я осознала, что излишне требовательна к себе — в погоне за внешней целью не всегда соизмеряю амбиции с собственными возможностями.
Постепенно я научилась прислушиваться к телу. Во мне пробудился исследовательский интерес. Йога-центр пришлось сменить, я стала заниматься по утрам и обрела поддержку в лице нового инструктора Натальи. Глядя в зеркало я все чаще замечала — тело меняется. Грудная клетка расправилась, спина выровнялась, лопатки втянулись. О таком я даже не мечтала.
На самом деле йога — тот еще квест. У каждой асаны своя техника с миллионом нюансов. Их нужно не просто понимать, а чувствовать изнутри. Одновременно в позе задействованы несколько частей тела, о существовании которых до йоги я даже не подозревала. Одну надо расслабить, другую втянуть, а третью развернуть. Сделать это без тренировки нереально.
Впрочем, результат того стоит. Если раньше я понятия не имела, в каком месте у меня болит — теперь всё встало на места. Выяснилось, что зажим в грудном отделе и шее, помимо сидячего образа жизни, вызван эмоциональным напряжением. От этого у меня затекали руки и простреливало под левой лопаткой. Я начала больше двигаться и избегать напряжения.
Интересно, что когда чувствительность тела возвращается, временами кажется, что стало хуже: проблемные участки ощущаются отчетливо, дискомфорт становится частью тебя, из тела в буквальном смысле хочется выпрыгнуть. Слабости признавать всегда крайне неприятно, но именно они — точка старта осознанной практики.
Ещё через год разогнулись колени и локти, в спине появилась легкость. Выяснилось, что две половины моего тела существуют отдельно друг от друга. На правую ложатся основные усилия, а в левой (связанной с эмоциями) — вакуум, я ее почти не чувствую. Мне надо было соединиться в целое, подружить половинки между собой. Это стало новой целью практики.
За два с половиной года йога отрезвила меня. Научила двигаться поступательно, принимать свои ограничения. Когда кажется, что в жизни ничего не происходит, регулярные занятия удерживают на плаву, помогают почувствовать движение. Тело напоминает об уже пройденном пути, позволяет быть терпимее к себе, не сдаваться в отсутствие большого результата. Думаю, это идеальное начало любви на всю жизнь.