Как стать успешным йога-тичером
Я по своему опыту работы с будущими преподавателями йоги, вижу, что на первом месте у них стоит большое желание. Каждый раз, читая свой курс по педагогике в Федерации йоги России, я вижу десятки устремленных, внимательных и горящих глаз, одухотворенных лиц, готовых впитывать каждое слово, каждый момент информации.
Многие студенты в дальнейшем продолжают совмещать свою основную работу с преподаванием йоги, но есть и такие, которые сознательно меняют профессию, делая свой выбор в пользу йоги. И это говорит о том, что «случайных» людей в преподавании йоги, скорее всего, нет. Итак, желание и интерес к работе – первая составляющая успеха в любой профессии.
Вернемся к общему определению профессии, а именно ко второй его части: «Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или образования». Каждой профессии соответствует свой перечень конкретных профессиональных компетенций – знаний, умений и личных качеств, и преподавание йоги – не исключение.
Компетенции – это вторая составляющая профессии наряду с желанием и интересом к своему Делу. Не существует единого и всеми признанного перечня компетенций преподавателя йоги. Однако, исходя собственно из самого понятия преподавания (обучения), многие компетенции являются общими (стратегическими) для любого предмета обучения, например:
- Полное владение предметом
- Знание особенностей и потребностей обучаемой аудитории
- Профессиональный голос и речь (ясное и доступное изложение)
- Эффективные навыки коммуникации
- Личные качества (доброжелательность, внимательность, эмпатия, корректность и т.п.)
- Способность к анализу
- Перспективное планирование результатов
- Профессиональная этика
А сам предмет преподавания, в свою очередь, добавляет дополнительные (тактические) пункты в общий список. Исходя из своего 16-летнего опыта бизнес-тренера и менее продолжительного, но очень интенсивного, опыта преподавания йоги, я могу утверждать, что многие методики и инструменты могут успешно использоваться независимо от предмета преподавания. В преподавании Хатха-йоги йоги можно выделить следующие необходимые тактические компетенции:
- Знания (философия йоги, источники, направления йоги, анатомия, физиология, биомеханика, конкретные методики и инструменты преподавания, асаны и пранаямы, травмобезопасность, принципы отстройки и травмобезопасности)
- Системный подход к разработке комплексов по принципу Виньяса-крама (соблюдение критериев и принципов последовательностей, постановка цели на практику, эффективный выбор средств для ее достижения, логическое построение, тайминг)
- Создание и поддержание правильного статуса преподавателя
- Обучение правильному дыханию и отстройке
- Оптимальный выбор нагрузки
- Управление группой, удержание потока и фокуса внимания
- Владение различными техниками ведения практики (демонстрация в потоке, в паузе, голосом)
- Отслеживание динамики группы (наблюдательность) и индивидуальный подход
- Умение работать с «трудными» категориями учеников
- Грамотное чередование практик
- Этика преподавания йоги
Конечно, это не исчерпывающий перечень, а скорее, минимально необходимый. Для профессии преподавателя йоги также важно постепенное погружение учеников в аутентичность йоги, преподавание через собственный пройденный опыт, создание мотивации, построение долгосрочных отношений с учениками, наставничество, постоянный анализ проделанной работы для дальнейшего усовершенствования практик. Что отличает профессионала (понятия, общие для любой профессии):
- Обладает необходимой квалификацией
- Может успешно работать самостоятельно
- Всегда выполняет свою работу на самом высоком уровне
- Постоянно обновляет свои знания
- Может обучать других тому, что умеет сам
Чтобы быть признанным как профессионал, одного желания и знаний, полученных в процессе обучения, недостаточно — необходим практический опыт, и опыт успешный. Количество проведенных практик (как и количество полученных сертификатов и других регалий), конечно, говорит об имеющемся опыте и знаниях, но автоматически само по себе не определяет уровень профессионализма. Важен не только количественный опыт, но его качество, то, как мы полученным опытом распорядимся, какие выводы на будущее для себя сделаем.
И это еще не все: для того, чтобы стать действительно профессиональным преподавателем йоги, нужна еще одна составляющая, имя которой — Призвание (впрочем, это справедливо для любой профессии). Призвание не приобретается на тренингах, его невозможно культивировать в себе искусственным путем и не всегда удается распознать в период обучения, несмотря на большое желание. Я бы не стала категорично утверждать, что призвание либо есть, либо нет. Оно может прийти уже в процессе работы, с применением своих знаний на практике. Если это произойдет, то работа будет в радость, и это непременно почувствуют наши ученики.
Я не устаю благодарить своих учеников и студентов и делаю это совершенно искренне: я сама учусь у них и именно благодаря им приобретаю необходимый и ценный опыт. И этот (шестой) пункт следует добавить в качества профессионала выше: «Учится у учеников». В йоге мы все – вечные ученики.
[vrezka color=pink italic=1 quote="Йоги Бхаджан"] Учитель всегда служит ученикам. Учите так, чтобы они могли стать в десять раз сильнее вас, потому что каждый ученик — это завтрашний Учитель». [/vrezka] Уже несколько моих учеников проходят обучение на преподавателя йоги, серьезно и осознанно. Для меня, как для учителя, это большая радость и гордость! «Учитель не тот, кто учит, а у которого учишься ты.»
- Выполнять свою работу непрофессионально и без любви – халтура
- Профессионально, но без любви – ремесло
- Непрофессионально, но с любовью – хобби
- Профессионально и с любовью – искусство.
Мое правило №1: делать профессионально или не делать совсем, без исключений. Мое правило №2: всегда делать на самом высоком уровне, без оправданий. Мое правило №3: быть примером того, что делаю (чему учу), без отступлений.
Мой главный принцип — никогда не опускать свою планку. Самое трудное — держать высокий уровень, устанавливать высокие стандарты для себя, когда никто от тебя этого не требует. Это еще одна отличительная особенность Профессионала. Нет слишком больших или слишком маленьких задач. Кто осознает это — будет иметь успех. Самая большая награда за наш труд — это не то, что мы за него получаем, а то, кем мы становимся в процессе этой работы.
- Проводник, но не источник знаний
- Пример, но не превосходство
- Призвание, а не обязанность
- Профессионально и с любовью