5 критериев грамотного преподавателя йоги

5 критериев грамотного преподавателя йоги

Полный список всех возможных компетенций может насчитывать несколько десятков. В нем на первом месте, конечно, духовный аспект и квалификация преподавателя: теоретические знания и технические навыки. Эти компетенции совершенно очевидны и не вызывают вопросов.

Для этой статьи я выбрала лишь несколько, возможно, не «лежащих на поверхности», но которые мне представляются очень важными в преподавании йоги, на основании моего личного опыта, анализа и наблюдений:

[banner]

Голос

Голос преподавателя – необходимый и мощный инструмент ведения практики. Мой опыт убедил меня в том, что преподаватель ведет группу прежде всего голосом (и речью), и только потом личной демонстрацией асан. Да, существует несколько стилей ведения практики: демонстрация в паузе, демонстрация в потоке (непрерывном или прерывистом), ведение голосом.

Каждый стиль – это отдельная тема о том, как, в каких ситуациях его можно и нужно использовать и в каком объеме. Но в любом из этих стилей голос и речь предшествуют демонстрации (которой может и не быть совсем).

Главные признаки профессионального голоса – это оптимальная громкость, приятный для слуха тембр, в меру выразительная интонация, доброжелательный тон и уверенность.

44338518_352266522194840_4034667290769207401_n.jpg

Речь

Практика – не бытовой разговор, а процесс обучения, своего рода публичное выступление. Поэтому главное требование – абсолютная грамотность и уважение к языку, на котором мы ведем практику. Правильная речь — это мост к пониманию, быстрому и однозначному.

Как я замечала неоднократно, общая трудность начинающих преподавателей йоги состоит именно в озвучивании правильных мыслей.

Если мысль доносится неопределенно, невнятно и непонятно, ученик вынужден постоянно отвлекаться от своих внутренних ощущений, чтобы смотреть на преподавателя.

33192952_1609774569151535_5243214603722162176_n.jpg

Грамотное построение практики

Все ученики приходят в йогу с определенными целями. Да, встречаются и неоправданные ожидания, главным образом по незнанию предназначения и возможностей йоги. Но преподаватель должен знать, для чего он проводит конкретную практику.

Практика будет эффективной (приводить к результату) и иметь высокий КПД (при оптимальной затрате сил и энергии) в том случае, если она имеет четко выраженную структуру, конкретную цель, правильные средства для ее достижения и логичность построения.

Строго говоря, нет абсолютно правильной или неправильной последовательности, если только она не травмоопасна. Но и в этом случае хаотичное нагромождение асан — это, как минимум, трата времени без желаемого прогресса.

39746053_1082767188568754_2736790097729945600_n.jpg

Преподавание в соответствии с уровнем группы

Любой предмет должен преподаваться с учетом готовности учеников. Хорошо, когда уровень класса указан и описан в расписании, чтобы практикующие могли соотнести его со своими возможностями. В этом случае преподаватель дает то, что заявлено (но при этом всегда смотрит, кто перед ним, и при необходимости вносит изменения в план практики).

Сложности подстерегают в так называемом «открытом уровне» класса, который могут посещать все, независимо от личного уровня подготовки. В этом случае квалификация преподавателя должна быть достаточно высока, чтобы в режиме реального времени уметь распознавать возможности отдельных учеников и предлагать оптимальную нагрузку каждому, посильную и достаточную.

35534216_1999947263357672_5713337154097119232_n.jpg

Удержание фокуса внимания группы

Мы знаем, что эффективность практики ученика во многом зависит от его степени концентрации на своих действиях и ощущениях. Конечно, преподаватель может время от времени призывать к концентрации по ходу практики. Но важнее (и сложнее, особенно в многочисленных группах) вести практику так, чтобы и без этого рефрена у практикующих не было ни повода, ни желания отвлечься.

Это достигается не тем, что «строгая училка стучит указкой по столу», а инструментами преподавания, о которых говорилось выше: голос, речь, оптимальная нагрузка для каждого, грамотное построение практики в непрерывном потоке, а также полная сосредоточенность преподавателя (без отвлечения на посторонние разговоры и обсуждения), спокойствие, определенная доля твердости и уверенность в своих действиях.