Практика пяти созерцаний: как есть осознанно и с пользой?
Как часто мы едим совершенно бессознательно: от скуки или с горя мчимся к холодильнику и открываем пакетики с калорийными снеками. Эта привычка ведет к лишним килограммам, неправильному пищеварению и низкой самооценке. Конечно проблема очень часто носит психологический характер и уходит корнями глубоко в детство, вот почему с ней так сложно справиться. Однако есть очень эффективная практика созерцаний, которая может помочь наладить питание и получать от еды максимум пользы и удовольствия.
ПРАКТИКА С ПЯТЬЮ СОЗЕРЦАНИЯМИ
Пять созерцаний могут быть произнесены до начала приема пищи для напоминания о том, что мы должны полностью присутствовать для нашей еды и наслаждаться ею. Вы можете носить их с собой и читать вслух или запомнить их. Тогда они станут воистину частью вашей пищи.
ПОДАРОК ЗЕМЛИ
Первое созерцание: эта еда является даром земли, неба, многочисленных живых существ, а также упорной и наполненной любовью работы.
Первое созерцание позволяет нам осознать, что еда идет прямо от земли и неба. Это дар земли и неба, а также тех людей, кто готовил ее. В ее приготовление вложено много труда, выполненного с любовью. Это созерцание соединяет вас с пониманием, что одно содержит в себе все. Когда вы берете морковь, вы можете увидеть сразу же, что земля, небо и вся Вселенная сошлись вместе для того, чтобы сделать эту замечательную морковь. Много людей выполнили много работы, наполненной любовью, и много элементов сошлись вместе, чтобы принести эту морковь на вашу тарелку. Когда вы кладете ее в рот, вы можете соединиться со всей Вселенной. Свекла, листья салата и буханка хлеба — все это помогает поддерживать связь с любовью, упорной работой и трудностями, которые принесли эту еду к вам. Даже если вы едите в одиночестве, вы не одни. Вы являетесь частью большого сообщества, которое помогло вырастить эту еду. В своей еде вы можете увидеть бесценное присутствие и работу стольких людей.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Второе созерцание: позволь нам есть ее с осознанностью и благодарностью так, чтобы быть достойными получения этой еды.
Второе созерцание о том, чтобы осознавать наличие еды и быть благодарным за нее. Мы не можем позволить себе потеряться в прошлом или будущем. Мы здесь для еды, наша еда здесь для нас; и это есть справедливость. Принимайте пищу в осознанности, и вы будете достойны земли и неба. Когда вы вглядитесь глубоко в работу, которая входит в выращивание и приготовление нашей пищи, благодарность придет естественным образом. Так много рук являлось частью того, чтобы принести нашу еду к нам на стол. Осознанное потребление пищи — это путь выражения признательности за тяжелый труд, который потребовался, чтобы призвать к нам эту еду.
УМЕРЕННОЕ ПРИНЯТИЕ ПИЩИ
Третье созерцание: позволь нам опознать и преобразовать неблагоприятные ментальные склонности, особенно нашу жадность, и научиться есть умеренно.
Третье созерцание о том, чтобы осознать отрицательные склонности и не позволить им увлечь нас. Нам нужно узнать, как умеренно есть, потребляя правильное количество еды. Очень важно не переедать. Если вы едите медленно и жуете очень тщательно, вы получите много питательных веществ. Правильное количество еды — это такое количество, которое помогает нам оставаться здоровыми. Будда всегда напоминал своим монахам о том, чтобы есть с умеренностью. Есть умеренно означает иметь легкое, здоровое тело. Множество болезней приходят к нам через еду. Поэтому мы хотим внимательно посмотреть на то, что мы едим, и знать, что нам следует есть, а чего не следует.
Посмотрите глазами Будды. Качество еды и количество еды очень важно. Каждый монах и монахиня традиционно имеют чашу для подаяний, которая называется «сосудом надлежащей меры». Она показывает, сколько еды необходимо. Когда им предлагают слишком много еды во время пожертвований, они отдают часть ее другим. Таким образом, «мерная» тарелка очень хорошо помогает. Мы точно знаем, какое количество еды мы хотим потреблять.
ПРИНИМАТЬ ПИЩУ, ЧТОБЫ УМЕНЬШИТЬ СТРАДАНИЯ
Четвертое созерцание: позволь нашему состраданию быть живым во время приема пищи, чтобы уменьшить страдания живых существ, исцелить и сохранить нашу бесценную планету.
Четвертое созерцание касается качества нашей еды. Мы решительно настроены на то, чтобы проглатывать только ту пищу, в которой нет токсинов для нашего тела и сознания, еду, которая содержит нас в здравии и питает наше милосердие. Когда мы едим таким образом, чтобы сохранять огонь милосердия в нас, это называется осознанным питанием. Иногда даже если мы не голодны, мы едим, чтобы прикрыть страдание внутри. Мы можем есть таким образом, чтобы не скрывать страдание, а признавать его и помогать его трансформации.
Вы можете даже улыбнуться своим страданиям, потому что страдания могут помочь нашей трансформации. Осознание страдания играет очень важную роль в том, чтобы помочь нам понять страдание и создать энергию милосердия. С осознанностью мы больше не боимся страдания и боли. Мы узнаем, как эффективно использовать тину, грязь страдания, чтобы получить в конечном итоге цветки лотоса.
ПИТАНИЕ ВСЕХ СУЩЕСТВ
Пятое созерцание: мы принимаем эту еду так, чтобы мы могли подпитать наше братское и сестринское сообщество, построить свою общину и воспитать свой идеал служения всем живым существам.
Пятое созерцание напоминает нам об осознании, что мы получаем еду для определенного понимания. Наша жизнь должна иметь смысл, и этот смысл состоит в том, чтобы помочь людям меньше страдать и соприкоснуться с радостями жизни. Когда в наших сердцах царит сострадание и мы знаем, что способны помочь человеку меньше страдать, жизнь наполняется большим смыслом. Это очень важный источник питания для нас, который может принести нам много радости. Один человек способен помочь многим живым существам. Это нечто, что мы можем делать, где бы мы ни были.
Тит Нат Хан «Как есть осознанно», «Издательство «Э», Москва, 2016
Фото: istockphoto.com