О мантрах и лжемантрах
Здравствуйте!
В Yoga Journal я работаю совсем недавно, занимаюсь редактированием сайта и наполнением социальных сетей. Узнав о том, что я буддистка, Эллен предложила мне вести свой блог: основываясь на своем личном опыте, писать о том, как интегрировать буддийское учение в повседневную жизнь современного человека.
Меня обрадовало это предложение: я люблю жанр неформальных блоговых заметок, тем более мне приятно общаться с вами «под эгидой» уважаемого издания.
Написать о мантрах – было первым, что мне пришло в голову, потому что с этой темой у меня связана интересная и смешная история. Вообще, о буддизме я впервые не услышала и не прочитала – я увидела его. Это было лет 6 назад: один мой друг пригласил меня к себе в гости, и зайдя в его слабо освещенную комнату, которая до сих пор ассоциируется у меня с пещерой йогина, в углу я увидела скромный алтарь. На нем стояла маленькая статуэтка Будды, висели изображения непонятных мне тогда, совершенно разных – миловидных и устрашающих буддийских божеств. Он показал мне кристаллы, ритуальный колокольчик, четки и... желудь, который он бережно хранил в красивой бархатной коробочке: эту «реликвию» он когда-то подобрал возле дома своего гуру.
Все это манило меня своей таинственностью, и уже скоро я захотела научиться медитировать и, конечно, читать мантры. Меня особенно привлекла одна из них – из книги Оле Нидала, в которой говорилось о развитии сострадания. Я запомнила ее и начала активно читать – по дороге в университет, перед сном и, естественно, во время медитаций.
Я произносила ее очень четко, вкладывала в эти слова сильную мотивацию стать более доброй и отзывчивой. В целом, я начитала несколько тысяч раз, когда обнаружила, что читаю я вовсе не мантру!.. По незнанию я подумала, что слова подписи авторов к тексту о Будде Авалокитешваре были священными. А звучали они примерно так: «С любовью и молитвами о Просветлении всех существ ваши Лама Оле и Ханна»))). Когда я осознала, что читала вовсе не то, что нужно, меня постигло разочарование: я злилась на себя за непомерную глупость. Как могла я столько времени и сил потратить на то, в чем нет святости?! Мне было стыдно сказать об этом своим друзьям – я думала, меня просто засмеют.
Намного позже отношение к самому понятию святости у меня сильно изменилось. Я вспомнила, что во время начитывания той лжемантры мое сердце и вправду стало более открытым, ум – более ясным и менее эгоистичным. Именно в тот период улучшились отношения с близкими людьми, я впервые сдала сессию на отлично и получила путевку на море.
Но главное – я стала более спокойной, созерцательной и одновременно энергичной. А значит лжемантра сделала свою работу. Да, на нее не получают посвящений, да – она не указана в канонической литературе и ее не встретишь в садханах. Я всего лишь перепутала подлинное с неподлинным, но то, что считается ненастоящим, стало реальным и действенным для меня.
Для кого-то мантра – это слова, позволяющие остановить ум на одной фразе, чтобы рассеялся рой беспокоящих мыслей.
Для кого-то – это священные звуки из высших сфер, которые дарят сильнейшее благословение.
Для кого-то мантра – это вибрация, очищающая проступки речи...
Для меня же это любая фраза, слово, буква, пропитанная вашим светлым намерением. Я думаю, что нужно изобретать собственные мантры, вкладывая в них ту молитву, которая исходит из вашего сердца. С тех пор мантра для меня – это творчество и сердечный посыл, а как она звучит – не имеет особого смысла.
Друзья, а что мантра для вас?