Кому навредить: себе или животному

Кому навредить: себе или животному

На экзаменах в некоторых школах йоги есть тест, по которому очень просто определить, понимает ли студент главные принципы йоги. Вот она — история «на засыпку». По полю возле деревни спокойно идет йогин. Откуда ни возьмись прямо на него стремительно выбегает испуганная корова и так же стремительно скрывается из виду. Затем йогин видит толпу бегущих с ножами людей и понимает, что корова — не просто корова, а сбежавший ужин целой деревни. Люди спрашивают, не заметил ли уважаемый, в каком направлении умчалось недостойное животное, оставившее без еды детей, стариков и просто тех, кто рассчитывал на хороший бифштекс. Перед йогином выбор: солгать и спасти корову или сказать правду, как требует того сатья — правдивость, и накормить деревню. Что должен выбрать истинный йогин? Студенты, которые отстаивают правду и право на ужин, тест не проходят, так как ахимса — первое правило йоги — гораздо важнее любой правды. И вообще важнее всего.

Остальные ямы и ниямы — внутренние нравственные законы — начинаются в ахимсе. Смысл всех их в непричинении вреда другим и себе — жадностью, воровством, ленью. Казалось бы, все совершенно ясно, вредить нельзя всем, абсолютно всем живым существам. Тут снова возникает это «другим и себе», и начинаются отчаянные споры между строгими вегетарианцами и идейными мясоедами, разделяющие йога-комьюнити на два непримиримых лагеря.

«Как можно есть милых-милых животных? Тот, кто нарушает ахимсу, не может называться йогом!» — категорично заявляют первые. «Жесткое вегетарианство вредно для здоровья. Вегетарианцы, а особенно веганы, вредят себе и нарушают главный принцип йоги», — говорят вторые и шуршат папками с результатами медицинских исследований. В ответ вегетарианцы тоже приводят данные о том, что человек прекрасно может обойтись без мяса.

Можно и нужно. Аргументы мясоедов.
  1. В ведических текстах есть описания жертвоприношений животных — они были, а в некоторых традициях остаются, важной частью религиозных ритуалов. Идея ахимсы как тотального непричинения вреда появилась только в позднем Средневековье, это влияние джайнов.
  2. Животные белки усваиваются организмом гораздо лучше, чем растительные. Определенные аминокислоты, из которых состоят белки, есть только в мясе. Человек, полностью отказавшийся от мяса, вредит своему организму и нарушает ахимсу.
  3. Люди — хищники. У нас есть клыки, чтобы разрывать плоть, а кислотность желудка человека такая же, как кислотность желудка волка, — это нужно для того, чтобы переваривать мясо.
  4. Аргумент умеренных мясоедов. Беременные должны есть мясо, иначе ребенок будет развиваться хуже. Вегетарианки своей диетой вредят здоровью плода, а это нарушение ахимсы.
Ни в коем случае. Аргументы вегетарианцев.
  1. Мы не имеем права убивать живых существ, это нарушение ахимсы.
  2. Мясо загрязняет энергетические каналы. Тот, кто осваивает пранаяму, четвертую ступень йоги, должен отказаться от мяса, иначе он не сможет контролировать энергию и навредит себе.
  3. В промышленном мясе полно гормонов, антибиотиков и токсинов, которые отравляют организм.
  4. На совести промышленного животноводства 20% парниковых газов, которые разрушают атмосферу. Для того чтобы прокормить животных, фермеры используют 40% всей плодородной земли на планете и 70% доступной пресной воды. Употребляя мясо, мы непоправимо вредим экологии и в итоге своему здоровью.
  5. Буддистский аргумент. Мы перерождаемся в мире бесчисленное количество раз. Так много, что все живые существа когда-то были нашими матерями. Есть мясо — все равно, что есть свою мать.