Кому навредить: себе или животному
На экзаменах в некоторых школах йоги есть тест, по которому очень просто определить, понимает ли студент главные принципы йоги. Вот она — история «на засыпку». По полю возле деревни спокойно идет йогин. Откуда ни возьмись прямо на него стремительно выбегает испуганная корова и так же стремительно скрывается из виду. Затем йогин видит толпу бегущих с ножами людей и понимает, что корова — не просто корова, а сбежавший ужин целой деревни. Люди спрашивают, не заметил ли уважаемый, в каком направлении умчалось недостойное животное, оставившее без еды детей, стариков и просто тех, кто рассчитывал на хороший бифштекс. Перед йогином выбор: солгать и спасти корову или сказать правду, как требует того сатья — правдивость, и накормить деревню. Что должен выбрать истинный йогин? Студенты, которые отстаивают правду и право на ужин, тест не проходят, так как ахимса — первое правило йоги — гораздо важнее любой правды. И вообще важнее всего.
Остальные ямы и ниямы — внутренние нравственные законы — начинаются в ахимсе. Смысл всех их в непричинении вреда другим и себе — жадностью, воровством, ленью. Казалось бы, все совершенно ясно, вредить нельзя всем, абсолютно всем живым существам. Тут снова возникает это «другим и себе», и начинаются отчаянные споры между строгими вегетарианцами и идейными мясоедами, разделяющие йога-комьюнити на два непримиримых лагеря.
«Как можно есть милых-милых животных? Тот, кто нарушает ахимсу, не может называться йогом!» — категорично заявляют первые. «Жесткое вегетарианство вредно для здоровья. Вегетарианцы, а особенно веганы, вредят себе и нарушают главный принцип йоги», — говорят вторые и шуршат папками с результатами медицинских исследований. В ответ вегетарианцы тоже приводят данные о том, что человек прекрасно может обойтись без мяса.
Можно и нужно. Аргументы мясоедов.- В ведических текстах есть описания жертвоприношений животных — они были, а в некоторых традициях остаются, важной частью религиозных ритуалов. Идея ахимсы как тотального непричинения вреда появилась только в позднем Средневековье, это влияние джайнов.
- Животные белки усваиваются организмом гораздо лучше, чем растительные. Определенные аминокислоты, из которых состоят белки, есть только в мясе. Человек, полностью отказавшийся от мяса, вредит своему организму и нарушает ахимсу.
- Люди — хищники. У нас есть клыки, чтобы разрывать плоть, а кислотность желудка человека такая же, как кислотность желудка волка, — это нужно для того, чтобы переваривать мясо.
- Аргумент умеренных мясоедов. Беременные должны есть мясо, иначе ребенок будет развиваться хуже. Вегетарианки своей диетой вредят здоровью плода, а это нарушение ахимсы.
- Мы не имеем права убивать живых существ, это нарушение ахимсы.
- Мясо загрязняет энергетические каналы. Тот, кто осваивает пранаяму, четвертую ступень йоги, должен отказаться от мяса, иначе он не сможет контролировать энергию и навредит себе.
- В промышленном мясе полно гормонов, антибиотиков и токсинов, которые отравляют организм.
- На совести промышленного животноводства 20% парниковых газов, которые разрушают атмосферу. Для того чтобы прокормить животных, фермеры используют 40% всей плодородной земли на планете и 70% доступной пресной воды. Употребляя мясо, мы непоправимо вредим экологии и в итоге своему здоровью.
- Буддистский аргумент. Мы перерождаемся в мире бесчисленное количество раз. Так много, что все живые существа когда-то были нашими матерями. Есть мясо — все равно, что есть свою мать.