До старта конференции:
Анонсы событий
youtubeyoutube
До старта конференции:
Какая пища называется саттвичной?
Какая пища называется саттвичной?
Какая пища называется саттвичной?
Практика
|  20 июля 2018

Термин «саттвическое питание» появился в европейском лексиконе адептов философии нью-эйдж в семидесятые годы XX века на фоне увлечения восточной мистикой, очистительными практиками и бхакти-йогой. Саттва — это первая из трёх гун (качеств материальной природы в философии санкхьи). В переводе с санскрита саттва означает «чистый, светлый, благостный». Изо всех гун, к которым относятся раджас (сила) и тамас (невежество), саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Саттвичная диета развивает ум, укрепляет тело, улучшает практику йоги.

Саттвичная диета состоит из продуктов, обладающих лёгкими качествами и умеренно охлаждающими свойствами. Острый, кислый и солёный вкусы раджастичны из-за возбуждающих свойств, а горький и вяжущий тамасичны, поскольку притупляют ум. Дэн Коро, шеф-повар кулинарного проекта «Живая еда», базирующегося на принципах саттвического питания, приводит список продуктов, относящихся к гуне благости: «Выращенные в экологически чистых местах фрукты и овощи (кроме лука, чеснока, хрена и редьки, которые обладают слишком резким запахом), свежая зелень, орехи и семена, мёд и продукты пчеловодства, растительные масла холодного отжима, сухофрукты, родниковая вода, органические молочные продукты и умеренно острые специи: имбирь, куркума, фенхель и кориандр».

Относительно саттвичной природы злаков и бобов есть сомнения. «Дело в том, — поясняет Дэн, — что бобовые часто попадают в продажу уже поражённые плесневыми грибами, которые содержат весьма ядовитые вещества — микотоксины. Они очень устойчивы и практически не разрушаются при нагревании. Что касается злаков, то в них в избытке содержится глютен, который очень плохо выводится из кишечника. Именно поэтому эти продукты выпадают, на наш взгляд, из саттвического рациона», — заключает Дэн. В традиционной ведической кулинарии к бобам и злакам относятся более приветливо. Считается, что крупы обладают ярко выраженными саттвическими качествами, особенно цельные рис, пшеница и овёс. Природа бобов описана как более раджастичная, оказывающая раздражающее воздействие на желудочно-кишечный тракт. Саттвичны только соя и маш.

Кроме устоявшегося взгляда на саттвическое питание, в основе которого вайшнавская трактовка «Бхагавад-гиты», существует точка зрения,допускающая наличие мяса и рыбы в рационе йога. Рассказывает Сергей Агапкин, йогатерапевт, основатель Agapkin Yoga Station: «Веды запрещают есть мясо, которое по своей природе тамасично — вот миф, который сложился, благодаря деятельности неовайшнавов. Между тем древние ведические обряды включали жертвоприношение животных с последующим употреблением их мяса в пищу. Приведу цитату из древнеиндийского сборника «Ману-смрити»: «Те из животных и птиц, которые предписаны, могут быть убиваемы брахманами для жертвоприношения и в пищу. Так некогда поступал Агастья. Тот, кто поедает дозволенные живые существа даже ежедневно, не совершит греха, так как творец создал и дозволенных для еды живых существ, и тех, кто их поедает». Люди, называющие мясо тамасической пищей, обычно ссылаются на «Бхагавад-гиту», в которой Кришна якобы призывал Арджуну к вегетарианству. Обратимся к первоисточнику: «Продлевающая жизнь, дающая ясность уму, силу и здоровье телу, приносящая удовольствие. Сочная, маслянистая, приятная сердцу — эта пища дорога саттвичным людям». Однако здесь нет ни одного слова о мясе. Но есть в аюрведических текстах, например, в «Аштанга-хридайя самхите» написано: «Мясо чёрной куропатки используется для увеличения интеллекта, огня пищеварения, силы и семени». То есть по качествам мясо куропатки соответствует описаннымn Кришной требованиям, предъявляемым к саттвическим продуктам — оно увеличивает балу (физическую силу и иммунитет) и даёт ясность уму. В этом же тексте говорится, что «нет никаких других продуктов, кроме мяса животных, носящих рога, для быстрого роста тела».








Ссылки на соц. сети Instagram и Facebook были размещены до 21.03.2022г. в некоторых статьях исключительно в целях информирования о наличии аккаунтов в соц. сетях в период разрешенной деятельности. Эта информация не предназначена для пропаганды. Мы против экстремистской идеологии в любой форме.

Сетевое издание «Йога Журнал «ЙОЖ» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03 марта 2023 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 84818. Учредитель - Общество с ограниченной ответственностью «Йога Журнал», главный редактор – Марченко Т.В. Контактные данные редакции: info@yogajournal.com.
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход