Как превратить еду в священное подношение?
Когда во время причастия католики в церкви принимают хлеб и вино – символы тела и крови Христа, это совсем не те хлеб и вино, которые вы заказываете в итальянском ресторане. Когда евреи благословляют еду во время Шабата, для них она становится священной, или кадош, что переводится как «выделенный» или «отделенный», - другими словами, эта еда больше не принадлежит суетному, обыденному миру. Такое преобразование встречается во многих религиях и помогает понять, что означает прасад (иногда – прасада) в индуизме. Это подношение еды, цветов, воды во время религиозного ритуала. Простое определение прасада звучит как «подношение Богу от человека». Но поскольку Бог вездесущ и есть в каждом из нас, часть прасада возвращается подносителю. Это может происходить по-разному: к нам вернется тот же дар, который мы поднесли Богу, или после подношения мы получим что-то взамен. Например, в Индии во время церемонии поклонения Ганге преподносят маленькую лодку из листьев, заполненную цветами и благовониями; а в конце ритуала в качестве прасада священник дает верующим маленький шарик из белого сахара.
Именно во время такого обмена происходит преобразование и очищение человека. Освященная еда, предложенная во время обряда, находится на границе мирского и духовного и рассматривается не только как питание, но и как проводник преобразования и очищения. Мы бескорыстно предлагаем прасад Богу, и, когда благословение возвращается, к нам приходит частичка Божественного. Предложение и получение прасада – благородный, неформализованный процесс, акт благоволения, преданности, молитвы, выполненный с искренним желанием и любящим сердцем. Свами Шивананда, один из наиболее почитаемых святых Индии, сказал: «Господь наслаждается тонким ароматом предложенной еды, а еда остается в форме прасада. И подаяние еды, оставленное махатмам - людям, преданно служащим Богу (в переводе с санскрита – «великая душа») и нищим, тоже считается прасадом».
Духовный эликсир
На Западе распространено мнение, что, если ваше подношение вернулось, значит, оно было отвергнуто. В случае прасада это совсем не так. Однако существует притча о том, как однажды подношение все же не вернулось к подносителю.
Однажды, когда поэт Намадева был маленьким мальчиком, его отец не смог сделать обычное жертвоприношение семейному божеству Пандуранга Виттала. И мать попросила сделать это Намадеву. Мальчик пошел в храм и попросил Бога съесть рис, который он принес. Он был очень маленьким и не мог понять, что Всемогущий не ест пищу в буквальном смысле. Поэтому он стал умолять его выйти и поесть, веря, что то же самое Виттала делал и для его отца. Когда Виттала услышал мольбу, его сердце сжалилось над мальчиком – он появился и съел подношение. Когда отец спросил Намадеву, что же случилось с прасадом, предложенным Богу, мальчик простодушно сказал: «Бог съел его», вызвав всеобщее недоверие.
Когда мы предлагаем еду Богу, по сути, мы единственные, кто ее ест. Еда становится точным способом описания взаимоотношений между человеком и Богом. Употребляя освященную пищу, мы подтверждаем, что являемся частью Божественного, что его сущность проявляется в каждом из нас. Цель прасада – напоминать нам об этой связи. Питание – неотъемлемая часть нашей жизни. И если готовить еду и принимать пищу с благими намерениями, то внутри нас оживает Божественная сущность.
Свами Шивананда писал о прасаде: «Поживите неделю в Вриндаване, Айодхье, Варанаси или Пандхарпуре. Вы поймете популярность и чудотворное действие прасада: выздоравливают безнадежно больные, искренне верующие получают изумительный духовный опыт. Прасад – это духовный эликсир, блаженство Бога, панацея и «живая вода». Он дает энергию, воодушевляет и вселяет преданность. Прасад должен подноситься с истинной верой».
Подарок миру
Прасад имеет привкус Божественного, и неудивительно, что он изумительно сладок. Перед тем как стать освященной едой, прасад покупается в местной лавке и оплачивается обычными банкнотами. В качестве подношения наиболее популярны всевозможные варианты барфи (угощение, которое обычно делается из загустевшего сгущенного молока с добавлением миндаля, кешью, фисташек или кокоса). Но и многие другие сладости могут быть использованы как прасад. Например, Бисан Ладус – одна из традиционных индийских сладостей, ее часто можно увидеть на картинах, изображающих божество, окруженное прасадом. Мишти Дхой – бенгальский десерт из йогурта, им щедро угощают на свадьбах и во время пуджы (службы), посвященной Дурге (богиня женственности). Гаджар Ка Халва – один их многочисленных знаков почтения чашке кипяченого молока (молоко – это прасад от священной коровы, чем и объясняется повсеместное в Индии поклонение этому продукту).
Когда начнете готовить эти блюда, думайте о том, что это не просто украшение праздничного стола, но священное подношение. В Бхагавад Гите написано так: «Кто бы ни поднес мне листок, цветок, фрукт или даже воду с поклонением – я приму дар, если он сделан с любовью».
Фото: ribbonstopastas.blogspot.r