К вопросу о «йогической» диете: осознанный и гибкий подход в выборе еды.
Человек рождается здоровым, все болезни приходят к нему с едой (Гиппократ).
Очень часто люди, начавшие заниматься хатха-йогой, через некоторое время ощущают потребность изменить свой рацион. Причиной тому могут быть и глубокие изменения в теле и сознании, которые неизбежно происходят с началом регулярной практики, и просто разговоры, ведущиеся в раздевалке после занятия. Бывает и так, что инструктор на занятии роняет фразу о пользе вегетарианства, и лишает тем самым человека душевного покоя.
Прежде всего, необходимо уяснить для себя простую вещь: никакая диета не стоит вашего душевного покоя.
В конце концов, Христос говорил, что оскверняет нас не то, что в нас входит, а то, что от нас исходит. Ешьте хоть гамбургеры, если это вас делает счастливым и веселым добряком, рядом с которым всем хорошо и легко, и просто продолжайте заниматься, а дальше — сами посмотрите.
Однако есть и другая сторона у этой медали: как гласит китайская мудрость, человек становится счастливым, когда побеждает свои слабости. Поэтому задуматься каждый раз, прежде чем съесть что-то по вашим представлениям «нейогичное», не мешает. Возможно, передумаете.
Представления о «йогичности» того или иного продукта или рациона не стоит, во-первых, возводить в абсолют, а во-вторых, навязывать своему телу и уму преждевременно. О своевременности и, соответственно, адекватности, того или иного подхода к диете именно для вас можно судить по… [барабанная дробь!] …самочувствию. Неожиданно?
Следует сразу оговориться, что о мясе животных и птиц в этой статье и речи не будет, даже не потому, что это «нейогично», а потому, что современному человеку, доступно много другой полезной и вкусной еды, из которой можно получить все необходимое даже растущему организму.
Есть, для того чтобы быть
Итак, почему вообще встает вопрос о какой-то специальной диете йогов?
Прежде всего, очевидно потому, что классические тексты по хатха-йоге, такие как Хатха-йога Прадипика и Гхеранда Самхита, четко предписывают йогину лакто-вегетарианскую диету. В частности, рекомендуется есть рис, ячмень, пшеницу, очищенный горошек, огурцы, мед, зелень, молоко и гхи (топленое сливочное масло), имбирь, кардамон и гвоздику. Тексты эти, кроме всего прочего, предписывают жить в отдаленном от людных мест жилище, обмазанном коровьим навозом, и практиковать, практиковать, практиковать… Людям социально активным, тратящим много энергии в большом городе, да и любым женщинам, рожающим и растящим детей, вероятнее всего, такая диета не только принесет мало пользы, но и может нанести ущерб здоровью.
Вот мы и подошли к ключевому моменту любой «йогической» диеты: она должна быть направлена на восстановление и поддержание здоровья человека как телесного, так и душевного.
Здоровой можно считать лишь ту диету, которая удовлетворяет пластические и энергетические потребности человека. Упрощая, человеку должно хватать питательных веществ для здорового функционирования всех систем его организма, а также энергии для того образа жизни, который он ведет.
На предписания текстов можно опираться лишь в той степени, в которой вы соблюдаете тот образ жизни и практики, который они описывают.
Услышать себя, прислушиваясь к другим
Самым сложным для большинства людей является умение понять, каковы их реальные потребности в тот или иной момент и в тех или иных обстоятельствах. В поисках алгоритмов решения этой задачи, йогины часто обращаются к аюрведе или тибетской медицине.
И действительно, и аюрведа, и тибетская медицина способны дать человеку такие алгоритмы. Однако, увы, это требует действительно глубоких познаний в этой сфере, и, что самое главное, понимания сути терминов, используемых в этих системах знания, а также способности тонко чувствовать свое текущее состояние, чтобы все эти знания применить.
В частности, не следует впадать в заблуждение, что конституция человека, определенная им по тесту в популярной книге по аюрведе, является статической категорией и определяет его жизнь. Малополезным также оказывается на практике учение о вкусах: далеко не каждому понятно, как, например, в чесноке уживаются пять вкусов, и почему молоко является сладким. О том, как разобраться в терминах древней индийской или тибетской медицины, чтобы полученные знания были применимы в современной реальности, можно написать целую книгу и не одну. Это, разумеется, выходит за рамки данной статьи.
Сейчас мы обратимся лишь к одному понятию, которым оперирует аюрведа применительно к вопросам рационального питания, — это понятие агни, или пищеварительного огня.
Уровень агни определяет, говоря языком современным, эффективность пищеварения человека, то есть расщепления жиров до глицерина и жирных кислот, углеводов — до моносахаридов, белков — до аминокислот и дальнейшая их трансформация в пластические и энергетические ресурсы организма. Причем речь идет не только о переваривании пищи и всасывании питательных веществ, но и об удалении отходов.
Хороший пищеварительный огонь означает, что у человека есть умеренный и регулярный аппетит, все, что человек съедает, хорошо переваривается, а отходы хорошо удаляются. Если же аппетит непостоянен, либо отсутствует, либо заставляет человека есть без остановки, если после или до приема пищи ощущается дискомфорт (например, боль, тяжесть) в любой из частей желудочно-кишечного тракта, и организм либо слишком долго задерживает выведение отходов (запоры), либо наоборот выводит все часто, так толком не усвоив, речь идет о нарушении функционирования агни.
Понять, в каком состоянии ваш пищеварительный огонь, согласитесь, не так сложно. Стоит просто внимательно за собой понаблюдать пару дней, не внося пока никаких корректив в рацион и режим питания.
Принять себя, прежде чем принимать пищу
Принять себя — значит, полюбить, наконец. Это подразумевает заботу о себе и работу над собой, но никак не «переламывание», путем навязывания себе новшеств, которые пока, очевидно, идут вразрез с нашим нынешним состоянием. Принять, не значит опустить руки и решить, что работа над собой не нужна, я и так хорош. Нет. Принять — значит дать себе шанс и найти способ гармонично работать над собой. Гармонично — значит, с чувством меры и пониманием для чего мы предпринимаем те или иные шаги, анализируя те ли плоды они дают.
Применительно к диете это можно выразить так: вопросы питания не должны становиться для нас ни панацеей, ни дамокловым мечом. Если мы подчиним всю свою жизнь исключительно культу правильного питания, что получится? А если будем «жертвенно» следовать предписаниям текстов, невзирая на болезни тела и растущее внутреннее напряжение, слабость, раздражительность? Вопросы риторические.
Вернемся к агни. Если мы обнаруживаем те или иные расстройства пищеварительного огня, имеет смысл подумать о коррекционных процедурах: шаткармах (очистительных техниках), изменении режима питания, изменения способов приготовления пищи и употребления специй.
Шаткармы — тема отдельная и особая, поэтому на них мы сейчас не будем останавливаться. Однако не лишним будет упомянуть, что некоторые из них способны изменить даже наши вкусовые пристрастия в сторону более здоровых.
Что касается режима питания, то, пожалуй, лучшей коррекцией будет прием пищи на так называемых пиках агни, о которых речь пойдет ниже. Немаловажным фактором в коррекции пищеварительного огня является способ приготовления пищи.
Теплая пища всегда усваивается лучше — это ощущают большинство людей не обладая никакими специальными знаниями. Как же ее лучше «подогреть»? По данным различных источников приоритеты выстраиваются следующим образом: запечь в духовке (лучше в кожуре, если речь идет об овощах и фруктах), приготовить на пару, сварить, потушить и, наконец, — то есть, это действительно «последнее дело» во всех смыслах этого выражения, — пожарить. Микроволновка, по некоторым данным, разрушает естественные ферменты самого продукта, и поэтому пищу «охлаждает», хоть осязание и говорит нам о противном.
Нормализовать агни помогает также правильная последовательность приема пищи и сочетание продуктов. Супы не зря рекомендованы врачами всех традиций как начало обеда. Даже овощные бульоны содержат много экстрактивных веществ, стимулирующих выработку желудочного сока. Соленое, кислое и острое также «разжигает» пищеварительный огонь, в то время как сладкая, горькая и холодная пища его «гасит», то есть попросту замедляет пищеварение.
Очень важно, чтобы еда соответствовала уровню агни. Если даже сам по себе продукт очень хорош, однако тело не в состоянии его переварить и усвоить, он не только не принесет пользы, но, возможно, станет причиной негативных последствий.
Точность — вежливость королей
Важно учитывать, что пища является не только источником энергии и строительного материала для обновления организма (энергетическая и пластическая функция еды в западной терминологии), но и «горючим», поддерживающим необходимую интенсивность агни (то, что в западной терминологии называется обменной функцией еды). Поэтому так часто мы слышим рекомендации регулярно принимать пищу с определенными интервалами и не есть на ночь.
Итак, чтобы быть «королями» своего тела, необходимо принимать пищу на так называемых пиках агни. Это следующие временные интервалы: 7.30—9.30; 12.30—14.30 (лучшее время для самого крупного приема пищи); 16.00—17.00; 18.00—19.30. При этом предполагается, что человек встает до 7 часов утра и даже успевает проголодаться к 7.30.
Кто в теле хозяин?
Ненасилие по отношению к самому себе, проповедуемое нами, не следует путать с попустительством. Безусловно, есть пристрастия, с которыми следует бороться. Например, переедание, чрезмерное употребление сладкого, полуфабрикатов, фаст-фуда, изобилующего усилителями вкуса, консервов и т. п. Боремся мы с этим, потому что это лишает нас жизни, нанося ущерб здоровью и порождая леность духа. Признайтесь, каждый раз когда вы уступает своим слабостям, осознавая их, вы ведь не чувствуете себя лучше.
Еда — самая прямая связь между качествами окружающей среды и тела. Еда – лекарство, но с меньшей потенцией. При этом важно не только то, что мы едим, но и, как и когда мы это едим. Если мы едим регулярно и тщательно пережевываем еду, переедать, скорее всего, не захочется. Если мы едим каждый раз вкусно, не захочется иных вкусовых излишеств. Если мы обходим десятой дорогой фаст-фуд и прочую откровенно нездоровую пищу, мы просто выбрасываем ее из сферы своего внимания, а значит и жизни. С глаз долой — из сердца вон.
Здоровому духом — здоровое тело
Резюмируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что «психическое и социальное благополучие», показателем которых являются ваша способность улыбаться людям, прислушиваться к критике, успокаиваться даже после серьезных перипетий, а не срываться на ближних, являются, по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), полноценной составляющей здоровья.
Следовательно, в стремлении вести здоровый образ жизни, и уж тем более, духовно расти, нельзя ставить во главу угла какую-то строгую диету. Тем более, занимаясь йогой. Ведь мы, помимо прочего, развиваем гибкость, а самое главное — осознанность, не так ли? Осознанный и гибкий подход — вот что стоит развивать не только относительно вопросов питания, но и, пожалуй, подавляющего большинства вопросов, которые ставит перед нами жизнь.
Юлия Синявская – специалист по реабилитологии и лечебной физкультуре. Преподает хатха-йогу с 2006 года. Преподаватель обучающих курсов для инструкторов центра йоги «Прана», Москва. Сертифицированный специалист по терапии сколиоза, ароматерапии и звукотерапии. Сайт: www.yogacure.ru
Фото: istockphoto.com