Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине

Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине

Выдающимися деятелями традиционной аюрведической медицины были известные врачи про-шлого Чарака и Сушрута — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (окончательная версия датируется I в. н. э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (окончательная версия датируется IV в. н. э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию [2, 5].

«Чарака самхита» — один из самых древних из дошедших до нас аюрведических трактатов, глав-ный труд в области терапевтического направления медицины, непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч аюрведических специалистов. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к нему в поисках ответов на вопросы, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия.

«Чарака самхита» — сама суть знания о естественном законе существования человека, об аюр-веде, которая говорит «о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что — вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой — «поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни в больном» [7].

averie-woodard-Av_NirIguEc-unsplash.jpg

В этом медицинском первоисточнике мы находим такие слова: «Болезнь — это отсутствие равно-весия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье — это счастье, болезнь же — несчастье».

Там же говорится о цели аюрведы. «Цель аюрведы — защитить здоровье здоровых и излечить больных» [7].

В аюрведической медицинской традиции выделяется четыре уровня здоровья. Первый — арогья (физическое здоровье), второй — сукхам (социальное здоровье), третий — свастха (психическое здоровье), четвертый — ананда (духовное здоровье) [6].

На наше здоровье сильно влияет образ жизни. Аюрведическая медицина предлагает такой стиль жизни, благодаря которому человек остается здоровым. Цель аюрведического учения о здоровье, которое называется на санскрите свастхавритта (буквально «утверждение в добрых привычках»), не в назидании и чтении морали. Аюрведа объективно исследует, какое влияние оказывает тот или иной стиль жизни на здоровье человека с учетом конституциональных особенностей его организма и психологических особенностей личности. Такие правила поведения призваны в первую очередь укреплять иммунитет [3].

chelsea-shapouri-r40EYKVyutI-unsplash.jpg
Согласно определению, которое дает аюрведа, человек здоров, если:
1. Его доши (факторы, определяющие конституциональные особенности) находятся в состоянии гомеостаза.
2. Различные типы обмена веществ (агни) функционируют оптимальным образом.
3. Ткани тела (дхату) стабильны и хорошо развиты.
4. Продукты жизнедеятельности (мала) выводятся своевременно и в оптимальном количестве.
5. Органы чувств функционируют без ограничений.
6. Человек чувствует себя счастливым.
7. Он осознает свою духовную природу. Подобный целостный подход типичен для аюрведической медицины [3].

Аюрведа рекомендует для достижения этой цели определенный образ действий. Свастхавритта складывается из следующих компонентов:
1. Диначарья — правила поведения в течение суток.
2. Ритучарья — правила поведения для разных сезонов.
3. Навегандхаранья — регуляция естественных потребностей тела.
4. Садвритта — этические правила поведения.
5. Мокша — стремление к самореализации [3].

В «Чарака самхите» дается еще одно определение здоровья: «Любое нарушение равновесия дош и дхату означает болезнь, а их равновесие, напротив, является здоровьем. Однако здоровье и болезнь можно также в самых общих чертах охарактеризовать, соответственно, как радость и боль» [7].

В комментарии к этому тексту Чакрапани пишет: «Абсолютное равновесие дош и дхату, в сущности, вообще невозможно. Следовательно, состояние абсолютного равновесия невозможно. Поэтому здоровье определяют как счастье или радость. Но счастье — тоже вещь относительная. Оно ограничено жизненной ситуацией данного человека. Никакое мирское счастье не означает счастья в универсальном смысле». Далее в «Чарака самхите» написано, что все мирские состояния несут на себе отпечаток скорби и несчастья. Следовательно, здоровое равновесие дош и дхату предполагает определенный диапазон [8].

Другой аюрведический медицинский первоисточник — «Аштангахридайя самхита» дает лаконич-ное определение здоровья: «здоровье — баланс дош». Это означает, что организм человека находится в состоянии, соответствующем его индивидуальной врожденной конституции [9].

wesley-tingey--nZynZmR3Ls-unsplash.jpg
Далее Вагбхата, автор данного канона, перечисляет некоторые условия, необходимые для дости-жения здоровья. Так, например, вторая глава начинается со слов о том, что для достижения здоровья необходимо вставать в определенное время. Указывается промежуток времени примерно за 1-1,5 часа до восхода солнца [9].

В третьей главе, посвященной образу жизни в различные сезоны, указывается, что «вне зависимости от сезона, в идеале в ежедневный рацион должны входить все шесть вкусов для поддержания здоровья, но все же в каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса».

В четвертой главе, посвященной профилактике болезней, есть интересный текст, описывающий здорового человека. «Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми, будет свободен ото всех болезней» [9].

В седьмой главе Вагбхата предупреждает о том, что резкие изменения образа жизни опасны для здоровья. «Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом. Аналогично здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня. Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней [9].

С точки зрения аюрведы достижение здоровья имеет колоссальное значение. Вот что написано в «Чарака самхите»: «Разумный человек должен сознательно прилагать усилия к тому, чтобы тело сохранялось в хорошей форме. Тело — это поистине столп, на котором держатся благополучие нашей жизни и сама наша жизнь. Отложив, если необходимо, все другие заботы, человек должен направить внимание на свое тело, т.к. с потерей тела исчезнет все, что составляет жизнь вопло-щенного существа» [7].

Там же сказано, что «нет проклятия хуже проклятия долгой жизни, лишенной тех вещей, которые бы сделали эту жизнь стоящей того, чтобы ее прожить» [7].

Аюрведа выделяет три стадии на пути к обретению крепкого здоровья: 1) выполнение простейших ежедневных и сезонных процедур для предотвращения заболеваний; 2) терапевтические меры в случае болезни; 3) омолаживающие процедуры для улучшения качества жизни [4].

Анализ медицинских аюрведических источников показал, что в аюрведической медицине сфор-мирована четкая концепция понятия «здоровье». Благодаря этому научно сформулированному подходу в аюрведе обоснованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на поддержание здоровья здоровых и восстановление здоровья у больных. Данная концепция может внести свой вклад в развитие такого направления, как здоровьесбережение.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман Р.И. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов / Р.И.Айзман, Н.И.Айзман, В.Б.Рубанович, А.В.Лебедев // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — №3. — С. 101—104.
2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: Наука, 1985. — С. 558.
3. Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы / Ханс Хейнрих Ринер. — Пер. с нем. Ю.Бушуевой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 528 с.
4. Свобода Р.Э. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. Пер. с англ. — М.: Саттва, 2003. — 384 с.
5. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С.Сорокина. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.
6. Суботялов М.А. Введение в аюрведу. Пропедевтика аюрведической медицины. — СПб, 2011. Серия: «Библиотека «Фито-Ремедиума». — 237 с.
7. Caraka-samhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha
Orientalia, 2001. — 544 p.
8. The Charakasamhitā by Agniveśa. Revised by Charaka and Drddhabala. With the Āyurveda-dipikā
Commentary of Chakrapāindatta. — Bombay. — 1941. — 801 p.
9. Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. — Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. — 523 p.

Автор: Суботялов Михаил Альбертович, доктор медицинских наук, профессор. Отрывок из статьи: Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине // Медицинский совет. 2012. № 6. С. 70–74.