Грибы: можно ли их есть по правилам аюрведы
Один из краеугольных вопросов аюрведы: можно ли есть съедобные грибы?
Тот факт, что они растут под землей, размножаются спорами и вообще занимают промежуточную фазу между животным и растительным миром, приравнивает грибы к продуктам, отнимающим жизненные силы.
Согласно ведической философии, в материальном мире существует три гуны, или три качества материальной природы. Это саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество). Ими охарактеризованы все объекты и процессы, окружающие нас. Естественно, в этой теории особое внимание уделено питанию. Древняя наука о жизни — аюрведа — распределила все продукты между тремя гунами. Погрузившись в это знание, загляните в свой холодильник, и вы узнаете, куда ведет ваш тип питания — в состояние ровного счастья, безмерной активности или упадка. Саттвичная пища дает человеку ровно столько энергии, вкусов и витаминов, сколько необходимо для его жизнедеятельности. Она, как правило, растительного происхождения и имеет природный сладкий вкус. Благостной едой аюрведа считает почти все фрукты (особенно манго, инжир, виноград, папайю), ягоды (черешня, малина, черника) и орехи. Раджасичная еда (острая пища, лук и чеснок) побуждает нас к действиям, встряхивает, заряжает сверхэнергией. Она помогает нам двигаться вперед, невзирая на преграды, добиваться своих целей. Но, с другой стороны, в состоянии раджаса ум человека беспокоен, а эмоции чрезмерны. Из трех гун самой негативной считается тамас. Веды говорят, что тамасичные продукты ведут человека по пути деградации и разрушения, усыпляя его разум.
К тамасичным продуктам (продуктам, отнимающими энергию) в северной аюрведе принято считать мясо и рыбу. Но и в растительном мире они встречаются. Это все виды грибов и вяжуще-горькие плоды, такие как репа и редис. Есть несколько условий, без которых аюрведа не будет считать пищу саттвичной. «Если какой-то овощ растет без прямого доступа солнца, он считается тамасичным, — объясняет аюрведический врач Сева Мурти Дас, — например, картошка — вегетарианский продукт, все хорошо, есть можно. Но растет она под землей, а значит, это корень, и тамаса в нем больше, чем в саттвичных апельсинах и яблоках, которые созревают на солнце».
Если вы придерживаетесь вегетарианского типа питания, начинайте распознавать «тамасичность» продуктов по вкусу. «Если вкус горький, да еще и растет плод под землей, как, к примеру, редька, считайте, что в нем в два раза больше тамаса, — поясняет Сева Мурти Дас. — Если плод растет под землей, но вкус сладкий (морковь или свекла), то тамаса меньше, так как сладость — признак саттвы». Также тамасичными продуктами считаются те, что прошли так называемую ферментацию или любой другой вид обработки, включающий процессы брожения и разложения. В эту категорию попадает даже обычный хлеб и многие виды сыра. Но здесь мы снова вспомним о том, что все дело в степени тамасичности. Пшеница считается саттвичным продуктом, но тамаса тесту из пшеничной муки добавляют дрожжи. Так что, если хотите питаться в соответствии с аюрведой, переходите на бездрожжевой хлеб. Что касается сыров — здесь нужно обратить внимание на то, какой это именно сыр и как приготовлен. «Молоко изначально является стопроцентно саттвичным продуктом, — говорит Сева Мурти Дас. — Поэтому даже кефир и сыр считаются благостными, несмотря на процессы брожения, необходимые при их производстве. Но имейте ввиду, что неферментированный сыр (панир), будет более саттвичным, чем бри с плесенью». Любая заготовка продуктов несаттвична. Такая еда считается несвежей, а, значит, не питает наше тело и погружает разум в невежество. Особенно это касается консервирования, квашения и соления. В российских условиях представить себе жизнь без заготовок на зиму невозможно. Но есть один способ хранения продуктов, который аюрведа считает благостным. Это сушка, желательно под прямыми солнечными лучами. Сушите овощи и фрукты летом и осенью, берегите до зимы и потом кладите в блюда.
Гриб-грибок, не прыгай в кузовок!
«До сих пор неизвестно, что такое грибы, — говорит Сева Мурти Дас. — По мнению некоторых ученых, они занимают некую промежуточную фазу между животными и растениями. С точки зрения аюрведы они тамасичны, так как растут большей частью под землей. Ведь то, что мы видим на поверхности, — это лишь малая часть огромной грибницы, которая может занимать целые гектары. Грибы впитывают в себя токсины земли. Кроме того, мало какой гриб растет на солнечной поляне, в основном они существуют в темноте. Какие-нибудь опята или вешенки вообще живут на плесени, да и сама плесень — это грибы». Что же грозит человеку, который питается тамасичной пищей? «Как правило, если человек попадает под гуну тамаса, у него появляется определенный вкус к грубой еде. Именно вкус, он наслаждается им, — говорит Сева Мурти Дас. — Он может съесть даже испорченный продукт, его в прямом смысле тянет к неприятным запахам». И напоследок — об алкоголе. С точки зрения аюрведы это — лекарство, а не просто напиток. И иногда он бывает необходим, но только если есть такая рекомендация по состоянию здоровья. «Сам виноград считается очень саттвичным, тамасичности ему добавляет процесс брожения, — говорит Сева Мурти Дас, — поэтому без лишней надобности вино лучше не употреблять». Конечно, в классическом вегетарианском типе питания алкоголь считается наркотическим веществом и полностью исключен из рациона.
Хороший ли перед нами продукт? Как узнать?
Разделение по гунам весьма условно, так как в каждом продукте, в той или иной степени, присутствуют все три качества. Саттва, раджас и тамас в уравновешенном виде практически не встречаются, в основном одна из гун явно преобладает над другими. Как же узнать, какой перед нами продукт?
«Принцип очень простой, — говорит аюрведический доктор Сева Мурти Дас (Сергей Лебедев). — Сперва нужно определить, насколько быстро в данном продукте начинается процесс разложения. В одинаковых условиях продукт животного происхождения разлагается намного быстрее, чем, например, яблоко. Так аюрведа объясняет, почему мясо намного более тамасично, чем яблоко». Это — одна из причин, по которой и йоги придерживаются вегетарианского типа питания.