О погружении внутрь себя

О погружении внутрь себя

DSC_0442-90.png

Йоги часто практикуют очистительные процедуры. Шанк Пракшалана, например, предполагает довольно подробное изучение работы кишечника, что очень радует. Однако мало кто направляет столь же значимые усилия на изучение анатомии и функций собственного мозга. Это что же получается? Кишечник нам интереснее, чем собственный мозг? Да ну бросьте, быть того не может.

Я часто слышу о том, что во время медитации не должно быть ни внутреннего диалога, ни всплывающих картинок и воспоминаний, ни желания почесаться. Я глубоко убеждена в том, что достичь такого состояния можно только сначала позволив всему этому происходить. Сила действия равна силе противодействия, поэтому, чем активнее мы подавляем внутренние психологические процессы, тем настойчивее они становятся. Путем упорных сражений можно, конечно, добиться желанной «внутренней тишины». Но насильственный путь будет означать – отрезать себе доступ к колоссальному хранилищу информации о себе самих.

3-435.jpg

В статье Карла Густава Юнга «Йога и Запад» читаем: «Посредством подавления и контроля над бессознательным никакого видения не добьешься – и тем менее путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями». На мой взгляд, мы вполне можем заниматься йогой, оставляя за собой право на естественные реакции и процессы – пусть даже они не соответствуют ведическому регламенту.

Обычно словосочетание «погружение внутрь» используется вместе со словом «медитация». Я изучала этот «маневр» иначе и привыкла называть его вхождением в легкий, относительно поверхностный транс. Впервые я узнала это состояние на семинаре по восстановительной практике Елены Матвеевой, когда мы улеглись в айенгаровский вариант Сету Бандха Сарвангасаны. Во время очередного выдоха я испытала такое чувство, как будто резко скатилась с высокой горки. Ощущение было невероятно ярким и интенсивным – как будто меня (мои мысли и ощущения) резко сбросило куда-то в живот.

Можно подходить к обнаружению новых навыков как к волшебству и расплывчатым закономерностям духовного развития, а можно поинтересоваться тем, как устроена наша психика и вполне себе осознанно направить усилие на обнаружение и применение нужных и актуальных способностей.

Разумеется, мне захотелось понять, чего это такое со мной произошло, и как и зачем я могу это осознанно применять, а не просто баловаться. Сначала я стала практиковать такой «нырок», когда понимала, что под кого-то или подо что-то подстроилась и подзабыла, чего я хочу. Рациональная функция психики не всегда позволяет понять, с чем связаны внутренние противоречия, ведь ее задача структурировать и упорядочивать нашу жизнь, а их характер часто иррационален. Поэтому мне нужно было дать слово интуитивной составляющей собственной психики.

32e435.jpg

Я ложилась в восстановительную позу и с очередным освобождающим выдохом погружалась внутрь. Затем мысленно задавала себе вопрос: «Чего я хочу?», а потом просто наблюдала возникающие перед глазами картинки, которые, как правило, содержали исчерпывающий ответ. Часто мы не сразу начинаем их замечать, но это просто вопрос времени.

Мысленная болтовня во время такого погружения никуда не девается (по крайней мере, у меня), просто я сосредотачиваюсь на другом. Это похоже на упражнение, когда предлагают научиться слышать среди звуков оркестра виолончель. Независимо от того, насколько громко звучат другие инструменты, мы можем с легкостью сосредоточиться на том, что для нас интереснее в настоящий момент. Так же во время погружения можно сконцентрироваться не на звуках, а на картинках, которые могут многое поведать о том, что происходит в нашем внутреннем мире.

Пока мы считаем такие навыки божественным вмешательством или мистическими результатами практики, мы мало можем это использовать. Одним из показателей овладения таким великолепным и ресурсным инструментом, как «нырок» внутрь себя является свободный выход «на поверхность». То есть это происходит не по принципу случайности, когда нас кидает на границу с бессознательным и так же спонтанно выбрасывает назад в сознание. Овладение навыком погружения означает, что мы спокойно углубляемся внутрь своего существа и возвращаемся тогда, когда хотим. Вероятность научиться делать это, не вдумываясь и не интересуясь тем, что конкретно с нами происходит, довольно мала.

Гораздо проще и быстрее проявить любопытство в отношении строения нашего мозга и/или механизмов работы психики. В процессе такого изучения можно обнаружить удивительные способности, которые идут «в комплекте» у каждого из нас. Тогда пропадает необходимость дожидаться, пока они проявятся спонтанно или, наоборот, согласно ведическому графику – только, когда начнешь изучать пранаяму, например. Позволив себе любопытство по отношению к самим себе, мы можем обнаружить, что практика йоги становится продуктивнее и вдумчивее, а сама жизнь – увлекательнее и содержательнее.

6-435.jpg