Событие года
Наверно, самое сильное впечатление на участников конференции произвели мастер-классы главных гостей – Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа, супружеской пары, основавшей самую популярную школу в Америке – дживамукти-йогу. Первое занятие было посвящено знакомству со стилем. Мы выучили несколько базовых виньяс дживамукти-йоги и постарались выполнить главные условия практики: движение должно быть непрерывным, без остановок и фиксации позы, и быть согласовано с дыханием. Но самое сложное, по словам Дэвида, – контролировать ум. Если во время выполнения позы ученик думает о чем-то негативном, вроде «Как я ненавижу эту Чатурангу!», то рано или поздно он получит травму. Рассказывая об этом, Дэвид устроил настоящий спектакль.
Елена Гриневская, | Правин Чандир, |
Мария Шифферс, |
«Представьте себе, – сказал он, – что вы должны прибрать дома. Если вы думаете: «Черт, почему опять я должен убираться!» – Дэвид изобразил скрюченного человека, который вцепился в метлу, – работа покажется вам бесконечной! Но если вы подметаете так… – Дэвид стал легко подметать воображаемой метлой, пританцовывая и насвистывая, – работа кончится прежде, чем вы успеете устать». Поразило и отношение Шэрон и Дэвида к ученикам. Прежде чем начать занятие, они поздоровались буквально с каждым. Глядя поверх сложенных в намасте ладоней, они встречались глазами с учеником, кивали и шли дальше. И их легкость, и искренность, и артистизм надолго запомнятся тем, кому посчастливилось побывать на этих уникальных уроках.
Практика связывания асан в последовательности – виньясы была также представлена на занятиях Эдриана Кокса, основателя студии Yoga Elements в Бангкоке. Эдриан провел три мастер-класса. На своем первом уроке он рассказал о пяти видах праны и о том, как обрести здоровье, уравновешивая эти пять видов энергии в теле. Класс агни-йоги был посвящен священному огню в природе и в человеке. А на занятии, посвященном кэт-йоге (или кошачьей йоге), мы осваивали прогибы назад, активизирующие вьяну – согревающую прану. В российском климате эта практика, пожалуй, актуальна как нигде.
Анатолий Зенченко, | Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон, |
Елена Ульмасбаева, |
Под одной крышей Yoga Journal собрал самых опытных российских преподавателей. Йогу Айенгара представляли Елена Ульмасбаева, Константин Ковалев, Мария Шифферс и Сергей Михайлов. Занятие Елены Ульмасбаевой, директора Московского центра йоги Айенгара, было посвящено йога-терапии. На своем втором мастер-классе Елена уделила внимание прогибам – в выполнении этих поз особенно необходима осторожность и точность. Константин Ковалев, исполнительный директор Московского центра йоги Айенгара, посвятил свои классы перевернутым позам и пранаяме. Темой занятия Марии Шифферс, старшего преподавателя Студии йоги Айенгара, стали позы на раскрытие таза и подготовка к выполнению одной из основных асан – позы Лотоса. Сергей Михайлов, директор питерского центра йоги «Экаграта», осветил динамическую составляющую йоги Айенгара – цикл асан Сурья Намаскар (Приветствие солнцу).
В конференции также принял участие Владимир Ананьев, ведущий преподаватель московского центра «Путь йоги». Основа его стиля – школа Айенгара, но Владимир творчески преобразил этот метод, сделав акцент на внутренней динамике поз йоги.
Михаил Константинов, | Наталья Кузьмичева, |
Андрей Сидерский, |
Михаил Константинов, директор Аштанга-йога-центра, познакомил учеников с аштанга-виньяса-йогой. Виньяса – «гирлянда», и практика йоги здесь заключается в непрерывном нанизывании асан, как бусин, на нить дыхания. Занятия Михаила отличались от обычных классов аштанга-виньясы тем, что поток асан иногда прерывался и ученикам давались разъяснения по технике выполнения асан.
Когда-то к стилю аштанга-виньясы относил себя и Андрей Сидерский, гость конференции из Украины. На конференции он прочитал лекцию о созданном им направлении «Йога 23». Увлекательный рассказ начался с вопроса появления вселенной и включал в себя демонстрацию особого танца, который позволяет избавиться от привязанности к материальному миру. Практику по йоге 23 давала Варвара Любимова, преподаватель студии NYM Yoga. Украину также представлял Анатолий Зенченко, чемпион мира по йога-спорту и автор метода «Ишвара-йога», в основе которого – бережное отношение к телу и выполнение асан без напряжения. Для этого, считает Анатолий, важно в первую очередь освоить бандхи – энергетичесике замки, которые препятствуют выполнению неправильных с физиологической точки зрения движений.
Сергей Михайлов, | Сергей Литау, |
Виктор Бойко, |
Были гости и с родины йоги. Правин Чандир, преподаватель йоги аюрведического центра «Керала», рассказал о практике пранаямы, а доктор П.К. Мохаммедали посвятил свою лекцию аюрведе вообще и панчакарме (серии очистительных процедур) в частности. Сергей Литау, президент Московской федерации йоги, и Елена Гриневская, ведущий преподаватель клуба «Сат Нам», представили на конференции кундалини-йогу. Кундалини – воплощение Шакти, женской энергии мироздания, – «спит» в основании позвоночника, свернувшись в три с половиной кольца. Ее пробуждение – цель практики кундалини-йоги, главными элементами которой являются крийи, динамичные упражнения, движения в которых четко синхронизированы с дыханием.
Женской энергии посвятила свою лекцию Наталья Кузьмичева, основатель клуба «Сат Нам». Впрочем, лекция включала в себя и практику: ученики выполняли программу, адаптированную для женщин. Особое внимание на конференции было уделено теме расслабления. Наиль Гареев прочитал лекцию об эффекте сенсорной депривации, достичь которого можно в специальной камере с говорящим названием «Самадхи Тэнк» («Сосуд просветления»). Расслаблению были посвящены и классы Виктора Бойко, руководителя центра «Классическая йога». На первом занятии ученики знакомились с методом Виктора, в основе которого чередование асан и Шавасаны. На втором осваивали йога-нидру, практику йогического сна.
Эдриан Кокс, | Варвара Любимова, |
Константин Ковалев, |
Конференция показала, что йога необыкновенно разнообразна, мнения учителей по разным вопросам могли оказаться диаметрально противоположными. «Основная цель подобных конференций и их главная ценность – не практика, а возможность познакомиться с разными видами йоги, с разными учителями, – считает Елена Ульмасбаева. – И не исключено, что большинство уйдет отсюда с мыслью, что их преподаватель – самый подходящий». Действительно, узнав и попробовав столько нового, многие с нетерпением ожидали возможности снова окунуться в «свою» йогу. Но еще Аристотель считал, что «добродетель есть середина между двумя крайностями». Видимо, чтобы поддерживать живой огонь йоги внутри, нужно не только найти свой метод, но и делать иногда шаг в сторону, чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах солнечной системы по имени Йога.