Интервью с Прашантом Джакхмола
Прашант Джакхмола — потомственный брамин, основатель одной из известнейших йога-школ Ришикеша, Yoga Vidya School, которая славится следованием наиболее аутентичным и глубоким традициям обучению йоги. Получил степень магистра йоги в Университете Санскрити в Харидваре. Преподает Аштанга виньясу, Хатха йогу, отстройку асан, пранаяму, историю йоги, а также философию. Yoga Journal взял у него интервью.
На 17-й Международной Конференции Yoga Journal вы провели семинар по традиционной практике асан и пранаямы, а также выступали на круглом столе по теме «Второе дыхание». Поделитесь впечатлениями от знакомства и работы с участниками Конференции.
Это был чудесный опыт. Благодарю за приглашение. Я получил возможность встретиться со многими великими душами и поделиться своими знаниями традиционной йоги. Конечно, практикующие в России отличаются от практикующих в Индии, в США и других странах. Но общая тенденция, которую я вижу такова: йога всё больше становится физкультурой.
Что, даже в Индии?
Да, даже в Индии. Очень большой акцент на тело и физическую форму. Я не говорю, что иметь хорошую физическую форму — это неправильно. Но цель йоги не в этом. Упражнения на коврике — это всего лишь маленькая часть, инструмент для того, чтобы достичь духовной реализации. Я хочу сказать, что практика, которая поставлена для высшей цели, должна быть и полезна для той же цели. Практика йоги всегда была средством достижения глубин ума. Чтобы Вселенная, присутствующая в теле, была познана. Это должно быть целью каждой йогической практики.
Ришикеш, откуда вы родом, считается столицей йоги. Там действительной все практикуют, как у нас принято думать?
Действительно, в Ришикеше проходит много семинаров, конференций и много людей приезжают именно за йогой. Но даже там я вижу, что теряется связь с традицией. Раньше Ришикеш был местом освобождения, местом для встречи с Богом. А сейчас всё перемешалось с туризмом. И те, кто приезжает, и те, кто живет там, практикуют далеко не все формы йоги, а останавливаются на асанах и пранаяме.
Единственное, что отличает Ришикеш, там в йогу приходят в основном в подростковом возрасте. Некоторым даже меньше 13 лет. Другая большая часть практикующих в Ришикеше — это те, кто хочет сделать йогу своей профессией и стать преподавателем. И третья, самая малочисленная часть йогов в моем городе — это те, кто живет в Ашрамах. И вот их практика такая же, как в древние времена, согласно всем традициям.
Получается узнать настоящую йогу со всеми ее традициями можно только в Ашрамах?
Не совсем так. Источников информации о йоге сейчас очень много и найти среди этого многообразия то, что относится к настоящему традиционному Знанию в неискаженном виде, достаточно сложно. Но можно. Я не живу в Ашраме и готов делиться всем, что знаю. Во время конференции я познакомился с одним из ваших известнейших мастеров Андреем Лаппой и он сказал мне, что моя миссия именно в этом — в передаче традиций. И я согласен с ним.
Также на конференции я обнаружил, что многие запутаны в истории и философии йоги. Многие думают, что то, чему их учат, когда показывают асаны, и есть настоящая йога.
Я считаю, нужно создать сообщество российских учителей йоги и передать им знания по философии.Изучение философии многим кажется скучным занятием.
Философия кажется скучной, вероятно, потому что люди не понимают, что на самом деле представляет из себя философия. Это не что-то отвлеченное или глубоко заумное. Нет. Это предметный разбор каждого пункта, из чего состоит йога. То, что вы можете использовать. Например, вы собираетесь практиковать асану. Вы должны понимать, какой должна быть асана. То есть философия — это практическое руководство.
Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, асана - это устойчивое статичное положение. Когда ты фиксируешься в одном положении и спокойно наблюдаешь то, что происходит внутри. Погружаешься все глубже и глубже, не двигаясь. Даже очень популярная сейчас Виньяса йога изначально это комбинация статичного и динамического. Ты сначала двигаешься, а потом фиксируешь положение, чтобы энергия, которую ты получил, начала исцелять тебя. Пока ты в движении, твое дыхание и ум не могут быть устойчивы. И следовательно ты не выполняешь асану. Также и с пранаямой. Многие думают, что выполняют пранаяму, а это просто дыхательные упражнения.
Объясните тогда, пожалуйста, всем читателям YJ, что такое пранаяма в её истинном понимании. Обычно у нас так называют часть практики, когда мы как раз выполняем дыхательные техники.
Пранаяма — не значит дышать. Разберем слово на 2 части. Прана — это то, что есть во всех живых формах. Это чистая энергия. А яма значит «расширять». Соединим вместе и получим «расширение жизни». Это и есть пранаяма.
Дыхание не значит жизнь. Если я скажу вам — не ешьте, не пейте, только дышите. Вы сможете жить?
Ну какое-то время да, наверно.
Я говорю о полноценной долгой жизни. То есть если бы с дыханием мы получали прану, то вам не нужно было бы есть и пить, чтобы жить. Но вы знаете, что так невозможно. То же самое с едой. Вы можете только есть и не дышать? Нет. То есть я хочу сказать, что прана — это не дыхание, не еда и не вода. Это то, что внутри всего этого. Спрятанная очень тонкая часть.
Люди зачастую выполняют очень много дыхательных упражнений, что даже их легкие устают. Но это не пранаяма.
Дыхание — одно из орудий пранаямы. Так же, как и асаны, и мудры. Но самое главное орудие — это медитация. Поэтому вы делаете пранаяму, когда вы находитесь в состоянии медитации. Без медитации нет пранаямы.Кстати медитация сейчас становится еще более популярной, чем гимнастика йогов. И многие начинают именно с неё.
Невозможно начать сразу с медитации. Именно поэтому многие, попробовав, тут же бросают. Потому что не получается, не умеют концентрироваться. Практика концентрации обязательна для освоения перед медитацией.
Конечно, перейти сразу к финальному продукту заманчиво, но ты не можешь его получить просто так сразу. Это как фрукт: пока он не созреет, не получит достаточно энергии для этого, ты не станешь его срывать.
Медитация — это фрукт. Пранаяма — тоже фрукт. Очистив ум, используя концентрацию, ты получишь этот фрукт.
Ещё более запутанная ситуация обстоит с таким понятием как очищение. Большинство даже начинающих практиков понимают, что это необходимо. Но что и как очищать ясно далеко не всем.
Прежде чем посадить зерно, нужно подготовить почву. Очищая себя, ты создаешь благодатную среду для того, что впоследствии будешь в себя вбирать на всех уровнях.
В йоге 2 уровня очистки: физический и ментальный. Если ни одним из них не пренебрегать, то энергия в теле буде функционировать на полную мощь.
Для очищения физического тела существует 6 шаткарм. Одна из главных и простых — это очищение глаз. Не в том смысле, что вы их промываете или ещё чем-то физическим на них воздействуете. Вы просто фокусируете внимание на пламени свечи и пристально созерцаете. Есть и более сложные техники — очищение кишечника и других органов.
Когда я учился в Индии в университете, мы обязаны были делать все 6 шаткарм и затем сдавали экзамен. Сейчас многие очень боятся делать шаткармы или пробуют, но не получают результата именно потому, что не хватает знаний. Я повторюсь, всё нужно изучить прежде чем практиковать.
Ещё один момент, по поводу которого часто спорят: должен ли йог вести аскетичный образ жизни отшельника, не иметь семьи, детей? Вот вы, например, женаты.
Да, и я могу привести пример Кришны, Шивы, они тоже были йоги и у них тоже были жены.
Вы знаете, почему многие так думают и правда сбегают от социальной жизни в практику где-нибудь в горах или лесу? Потому что это сложно. Очень сложно не привязываться к тому, что у тебя есть, много соблазнов. Но это и есть йога. Когда что-либо происходит, обычный человек реагирует на события, а йог на них отвечает. Понимаете, в чем разница? Не вовлекаться, не реагировать, а только отвечать. Вместо того, чтобы покинуть общество, мы можешь его изменить. Представьте, если вы с малых лет обучите своих детей йоге, заложите основы, то через какое-то время мы получим другое общество. Общество осознанных людей.
А у вас в семье был такой пример?
Йога — это стиль жизни в нашей семье, как это всегда было в Индии. Мой отец не практикует асаны на коврике, но когда он что-либо делает, он сфокусирован на этом. Когда убирает дом, когда заготавливает воду, идет на работу. Он просыпается каждое утро в 4 утра, молится, делает ритуалы и готовит маме чай. Он осознан в каждом его действии. И вот это и есть йога.
Если вы присутствуете в каждом вашем действии, которое вы выполняете в течение дня: не важно физически или умственно, вы знаете, что выделаете, то вы практикуете йогу. Вот сейчас я разговариваю с вами и я только здесь. Вы слушаете меня и вы здесь, улавливая каждое слово. А не думаете о своих других делах, о своей семье. И я также. Это йога. Патанджали дал определение йоги как читта вритти ниродха: остановка колебаний ума. Ум сосредоточен в моменте и это называется осознанность.
После Конференции Прашант еще будет в Москве делиться знаниями и проведет несколько семинаров:
18 декабря Агни крийя — практика распространения огня в теле
19 декабря Детокс дыхание: очищение вайю
25 декабря, 26 декабря Традиционная хатха-йога
Место: йога-центр Athma Yoga (Садовническая набережная, 7)