Про йогу, беременность и чуткость

Про йогу, беременность и чуткость

x_cb7e862b90.jpg

Я преподаватель йоги, и это моя первая беременность.

Через два с половиной месяца настанет прекрасный день встречи с моим сыном.

Это удивительное время больших перемен. Маленькая жизнь со своими радостями, тревогами, ожиданиями и потерями. Особенный ритм в совершенно отдельном космосе.

blog435.jpg

Йогой я занимаюсь около 8 лет.

И беременность сильно изменила мою практику. Но перемены эти начались еще до того, как я узнала, что нас теперь двое. Во многом мой рассказ об обретении чуткости тела или о том, как горячая Аштанга Виньяса йога слилась в моем теле с мягкими потоками Кундалини-йоги, дав возможность моей практике стать сладкой для нас обоих. И эта трансформация была непростой, местами очень тревожной и болезненной.

АВЙ в своем классическом варианте, которым я усердно занималась первые шесть лет под руководством замечательных учителей из Индии, Италии, Финляндии, Америки и, конечно же, России, я бы назвала очень дисциплинирующей, хоть и немного бескомпромиссной практикой. Но именно в этом и заключается ее способность преобразовывать не только тело, но и сознание − образ мысли. Все четко, ничего лишнего: правильное дыхание, сплетенное с замками (бандхами) и направленностью взгляда (дришти) выравнивает и правит позу, помогая с каждым погружением открывать новые ее грани. Горячее тело становится лучшим учителем, а продуманная последовательность поз позволяет исследовать совершенно разные уровни не только физиологии, но и психики. Эффективность таких интенсивных занятий можно мазать на хлеб и есть с чаем − настолько она ощутима.

DSC05059435.jpg

Но в горячем теле есть один подвох − оно очень легко проскакивает момент, когда стоит остановиться и сделать что-то медленнее и осторожнее. В состоянии, когда тебя несет дыхание, а замки делают каждое самое минимальное движение мышц осознанным, кажется, что можешь все, поэтому травмы в йоге часто усугубляются таким «лжемогуществом» и продолжением практики, несмотря на тонкие намеки со стороны скрипящих суставов и щелкающих колен. А во время беременности любой даже самый небольшой «полет» на метле телесного экстаза дает о себе знать повышенным тонусом матки, если не в этот же день, то на следующий.

Накануне седьмого года практики, я занималась йогой почти каждый день, иногда по два раза, когда мое тело решилось на откровенное и достаточно болезненное признание своих бренных возможностей. В очередной попытке взлететь я травмировала колено. После чего интенсивность и разнообразие занятий пришлось сократить. Я знаю много примеров, когда людей останавливало именно тело. Так вот, для меня это был лучший урок, который привел меня совершенно на другой уровень общения с йогой. А главное, я очень рада тому, что случился он задолго до радостного момента. Потому что в беременность я пришла уже с преобразованным пониманием того, что нужно моему телу, а чего ему хочется. Но далось мне это знание не просто.

После историй с коленями начались другие, не менее приятные психосоматические реалии − все это в итоге вылилось в то, что вставая на коврик, я долго не могла заставить себя просто начать занятие, не понимая, на что опереться, как вовремя остановиться, не навредив себе еще больше. В сознании была смута и какое-то разочарование, смешанное с детской злостью на себя и частично на йогу и учителей, которые не смогли уберечь меня от травмы. Я трудно проживала этот опыт человечности и ограниченности почти год. Значительно сократив преподавательскую деятельность и собственные занятия, в тот момент я отвлекалась йога-маркетингом и аналитической психологией и .. начала интересоваться женскими практиками.

Танцы, массажи, семинары − маленькие пазлы знаний о секретах женского тела, его ритмах, строении, гормональном фоне… Именно тогда мне посчастливилось попасть на занятия к Светлане Шныровой на Кундалини-йогу для женщин. Все занятие проходило с закрытыми глазами, под спокойную музыку в поисках собственного темпа. Что открыло мне путь в совершенно новый поток мягкости и сладости естественного ритма собственного дыхания и биения сердца, без малейшего насилия над телом. Разнообразие пранаям и мантр дало возможность прочувствовать себя на уровне звука и, как ни странно, цвета. А главное, помогло мне разрешить себе быть собой − женщиной, человеком, телом с ограниченными возможностями, которое может болеть, стареть и умирать, а еще − учитывать не только свои потребности, но и потребности новой жизни внутри. Это позволило мне вернуться к АВЙ, не спеша, подкорректировав нагрузки и осознав, что и более легкие ее формы могут быть столь же приятны и полезны.

Когда я узнала, что беременна, я проштудировала всю возможную йога-литературу и посетила разных преподавателей, специализирующихся на йоге для беременных. Но главное, я спросила у своего тела, той его темной женской части, которая теперь носила маленькую искорку света, что мне сейчас надо. И сделала своим девизом одно слово − чуткость. То, чему я уже начала учиться, пусть и не добровольно.

Каждый раз когда я встаю на коврик, я закрываю глаза и стараюсь мысленно соединиться со своим животом. И дальше я начинаю двигаться исходя из ощущений в теле. Порой я работаю со спиной, иногда больше занимаюсь ногами, иногда расслабляюсь в баддха конасане, или же просто дышу и делаю крийи, оживляя позвоночник, но не требуя от него чрезмерных усилий. А иногда.. иногда я танцую и звучу − и чувствую себя после этого невероятно живой.

У каждого своя практика и свой путь в йоге, и мое открытие в том, что отсутствие практики − это порой тоже часть пути. Этот же принцип очень верен и для беременности. У каждой женщины этот период проходит по-разному. Мой совет: если вы занимались йогой раньше − будьте чуткими к своему телу, позвольте ему прожить это время с удовольствием. Не делайте чего-то потому что кто-то сказал, что надо это делать. Не торопитесь куда-то, а найдите кайф уже сейчас, ведь это уже происходит с вами. Открывайте в себе свою авторскую методику, отталкиваясь от ощущения радости в вашей матке, как бы абстрактно это не звучало − именно там сейчас прячется истина. Избегайте любого напряжения, каким бы привычным оно ни казалось, следите за тем, что оно говорит вам − как во время, так и после занятий. И не стоит переживать, если какое-то время вы не находите в себе желание вставать на коврик, доверьтесь своему пути. Иногда именно после перерыва отношения становятся более искренними.

DSC05128.jpg