Пранаяма – дыхание жизни
Черпать жизненную энергию непосредственно из первоисточников, каковыми для нас являются солнце, огонь, вода, земля и воздух – это искусство. Мы даже едим и пьем для того, чтобы опосредованно почерпнуть ее, спим для того, чтобы энергия солнца, проходящая через землю и набравшая ее характеристики, пропитала наше тело и дала нам возможность жить.
Что дают занятия пранаямой?
Если мы занимаемся пранаямой, то всего остального надо меньше – спать, есть, пить, соответственно, пранаяма – самодостаточна, эффективна и очень могущественна. Также она позволяет значительно углубить повседневную практику асан, сделав ее более целостной и устойчивой. Неспроста пранаяма является ступенью восьмеричной Аштанга-йоги.Среднестатистический человек не знаком с правильным дыханием, поэтому он дышит часто, и как следствие, часто болеет, ослаблен с точки зрения энергетики и процессы старения наступают гораздо быстрее, потому что наш ресурс дыхания ограничен. Если обратиться к йогическим рекомендациям, то дыхание надо замедлять и обретать навык задержек, тогда процессы метаболизма и распада на клеточном уровне, а также процессы старения будут замедляться, энергетический статус будет возрастать (Хатха-йога прадипика, глава 2, шлока 2).
В процессе жизнедеятельности мы на аспекте дыхания никогда не сосредотачиваем своего внимания, поэтому дышим хаотично, быстро. Интересно, что человек, который первый раз обратил свое внимание на дыхание в положении сидя или лежа, автоматически начинает дышать медленнее.
Две основные системы, на которые происходит воздействие базовых дыхательных техник в йоге – нервная и эндокринная система. А посредством их хорошо стимулируются уже более «грубые» системы такие как, сердечно-сосудистая, кровеносная и лимфатическая. Рассмотрим одну из базовых пранаям – Уджайи («дыхание победителя»).
В такой форме эта практика используется в одной из общин суфийского тариката Ниматуллахи в Иране.
Разделяют четыре фазы дыхания: вдох, задержка на вдохе, выдох, задержка на выдохе. Но любая пранаяма начинается с довыдоха – сначала мы опустошаем систему от воздуха, потом собираемся, настраиваем свое внимание на определенном участке тела и начинаем вдыхать.
- Йогический вдох (пураку) – это вдох от копчика до макушки, не важно, лежим мы, сидим, идем, это полное йоговское дыхание, при котором используется весь объем легких. Выполнятся оно так: сначала напрягается передняя стенка живота, раскрываются по очереди ребра, грудь, плечи поднимаются вверх и затем расслабляются. Когда мы полностью наполнили себя до макушки, тогда внимание уже переноситься в область межбровья. При вдохе ноздри поджимаются и издается планомерный, не резкий сопящий звук «СО», что означает «Я», тем самым мы выдерживаем рекомендации, которые опять-таки даны в древних ведических трактатах по йоге (Гхеранда Самхита, 5.84). При этом сразу задействуется начало всей дыхательной системы – это носовые и гайморовы ходы, запускаются механизмы энергообмена и очищения в голове. Любое правильное дыхание (за исключением некоторых специальных техник) должно выполняться через нос, потому что в носу есть все, чтобы очищать воздух, который поступает, дышать через рот неправильно и вредно.
- Задержка на вдохе (антар кумбхака). Глаза сводятся к межбровью, аджна-чакре, и мы созерцаем в области сенсора, это подобно тому, будто мы на «лифте поднялись» из аспекта плоскостного трехмерного восприятия в аспект нашего подсознания и пребываем там. Что происходит, пока мы наблюдаем за этим состоянием бездыхания? Сила энергии земли начинает двигаться вверх и полностью прокачивает, наполняет наше тело, другими словами происходит энергетизация.
- Выдох (речаку). Выполняется от макушки до копчика. Глотка сжимается, и мы начинаем выдыхать, сопровождая дыхание своим вниманием, которое направленно внутрь. На физическом уровне воздух фактически движется через нос, струится по задней стенке гортани и издается характерный шипящий звук «ХАМ», мы как из бутылки очень медленно начинаем выдавливать воздух. После этого вихрь ускоряется, любые застои начинают уходить. Поджимая живот, мы полностью выводим весь воздух из системы, при этом в конце выдоха плечи максимально расслабляются, а позвоночник вытягивается вместе с макушкой вверх. Выдох дает стимуляцию железы молодости – щитовидной, паращитовидных желез. (Другой, психоделический эффект такого шипящего выдоха – это работа с пространственно-временными структурами. Шипящий звук аккумулирует время, и на тонком плане оно начинает замедляться).
- Задержка на выдохе (бахья кумбхака). Когда мы выдохнули, наступает время четвертой фазы – когда воздуха в системе нет. Переводим и удерживанием внимание в основании позвоночника, либо в области четырех пальцев ниже пупа, плечи расслаблены, спина ровная. Это подобно тому, что мы «спустились на лифте в сад своей души» – то место, где пребывает наш внутренний и для кого-то это дворец, для кого-то келья, все зависит от времени, которое мы можем там комфортно находиться. Что происходит на физическом уровне при такой задержке? Сильный отток всех жидкостных сред от головы и очень седативный эффект, стимуляция нервной системы.
Задержки должны быть умеренными, для начала это 3-4 счета, затем, по ощущениям можно постепенно увеличивать это время. Как можно понять, что задержка себя исчерпала? Хочется вдохнуть, и мы можем делать это медленно. Если так не получается, значит мы переборщили с задержкой. После задержки и вдох, и выдох должен быть плавный, контролируемый, спокойный. Глаза закрыты, так как это ворота и из них сочится эфемерная энергия. Когда мы закрываем глаза, всю эту энергию, все эту силу мы направляем на наблюдение за тем, что происходит у нас внутри. Дышать можно лежа, на фоне глубокого расслабления. Если уже есть навык, то можно садиться в позу со скрещенными ногами, стараться, чтобы спина была ровная, язык во время практики прижат к верхнему небу к точке ветра (вайо мудра), а также желательно на протяжении всей практики сохранять легкий корневой замок (мулабандха).
Кому можно делать уджайи пранаяму?
Уджайи показана в любом возрасте, в любом состоянии здоровья. Полезно дышать утром для того, чтобы пробудиться, вечером для того, чтобы расслабиться, лежа перед сном и ничего страшного, если во время этой пранаямы человек отходит ко сну. Также уджайи выполняется в процессе практик движения силы, то есть когда мы практикуем асаны, не важно потоки или последовательности, тем самым следуя рекомендациям предков, которые говорят нам, что надо «каждую асану как жемчужину нанизать на драгоценную нить дыхания».Мы оживляем его, он начинает вибрировать, подсвечивая пространство, и Абсолют осознает свою часть. Таким образом, мы пишем письмо, и этот диалог оживает. Посредством этой пранаямы мы побеждаем время, поэтому оно и называется «дыхание победителя».)