Практика йоги: правила информационной безопасности
Эра Водолея – интересное время. Время, когда нет границ. Можно болтать по скайпу с подружкой, которая находится в тысяче километров от тебя. Можно вести дистанционные занятия по веб-камере мобильного телефона. Можно отправиться на другой конец света, привезти с собой в качестве сувениров непонятные артефакты и гордо поставить их в спальне. Можно в считанные секунды обнаружить в сети информацию самого разного толка: об энергетических практиках, мантрах, джапах, заговорах, шаманских практиках, типах магического воздействия, аскезах на достижение той или иной цели – практически о чём угодно.
Раньше ради определённого типа знаний нужно было, например, пойти в послушники и в течение многих лет подметать дорожки в каком-нибудь ашраме или монастыре, демонстрируя своё смирение. Параллельно между подметанием ты бы чему-нибудь учился, глядя на остальную братию. Например, мерам безопасности. Ну и тестировали бы тебя на вменяемость, устойчивость и природные способности. И только потом, глядишь, и дали бы доступ к реально работающим техникам. То есть «защита от дурака» была организована неплохо.
Сейчас «защиты от дурака» практически нет. Если тебе что-то нужно, достаточно погуглить. И это, вообще-то, здорово и удобно. Рынок эзотерических и околоэзотерических услуг широк, и информации – море. Создаётся впечатление, что за неё ничего не надо отдавать.
Мне не раз доводилось слышать, в том числе и от коллег, что, мол, «информация ничего не стоит, стоит только опыт». Опыт – штука важная, но не надо обесценивать информацию. У меня 10 лет журналистского стажа за плечами, и уж конечно каждый, кто хоть немного был в этой теме, знает – информация бывает очень дорогой. И даже сейчас, когда я отошла от профессии, ко мне часто стучатся в личку люди, которые хотят использовать мои тексты для анонсов своих мероприятий (и я, кстати, против, потому что это мой труд, моё время и мой опыт в написании текстов – и всё это чего-то стоит). Но это мой личный бэк-граунд, бог с ним.
Бесплатная информация развращает. Именно поэтому Йоги Бхаджан, мастер кундалини-йоги, предупреждал преподавателей, чтобы они не работали бесплатно. Потому что нарушается энергообмен, и преподаватель, какой бы мотивированный он ни был, постепенно опустошается, а его ученики рано или поздно перестают ценить то, что получили бесплатно. Помимо этого образуется такая неприятная хрень, как кармические долги: люди получают энергию за просто так, но рано или поздно её надо будет вернуть, не в этой жизни, так в следующей. Но не это самое страшное.
Хуже то, что открытая информация создаёт иллюзию простоты: «Зачем я пойду куда-то учиться и платить деньги, если я могу бесплатно всё посмотреть на YouTube?» Но просмотр ролика не заменяет работы с преподавателем. Вас никто не поправит, если вы ошибётесь. Вам никто не объяснит тонкостей, которые при всём желании не запихнуть даже в двухчасовой ролик. Никто не проведёт через трудный момент, когда он возникнет – вы останетесь один на один с непроверенной информацией и со своим опытом, и вот тут-то и выяснится, сколько он стоит на самом деле.
Именно поэтому многие преподаватели на своих сайтах пишут под описаниями крий, что все опубликованное носит чисто ознакомительный характер. Это не потому, что ребята – корыстные сволочи и делают себе скрытую рекламу, а потому, что ведут себя ответственно. Информация в доступе должна быть. Но при этом людям необходимо объяснять, что карта не есть территория. Что по этой карте их кто-то должен сначала провести, чтобы дальше они могли делать это самостоятельно. Если нет понимания разницы между картой и территорией, бесплатная информация рано или поздно обязательно влетит в копеечку. Платить, возможно, придётся не деньгами, а самочувствием. Проблемами с мышцами, суставами, давлением, вестибулярным аппаратом, желудком. Иногда – проблемами тонкого плана. Особенно это касается техник и практик, которые не понятно откуда взялись и к какой традиции принадлежат.
Например, посоветовали вам, как сделать энергетическую практику по передаче энергии другому человеку (вы хотели кому-то из близких помочь, например). Что за практика – непонятно. А у вас после этой практики вдруг слабость, болеете без конца и восстановиться никак не можете. И что с этим со всем теперь делать – хрен его знает, потому что концов не найдёшь.
Тонкий мир существует. И иногда мы рискуем не только мышцами и суставами. Поэтому, какие бы прелести ни обещал найденный в интернете метод, лучше найти живого адепта, который этот метод практикует, и потыкать палкой – в смысле, проверить, правда ли адепт жив, здоров и вменяем.
Информационная свобода – замечательная штука. Но она предполагает некую личную ответственность, что ли. Умение отличать качественную информацию от некачественной и не жрать некачественную (поэтому сегодня многие перестали смотреть новости). Использовать примитивные поисковые навыки, чтобы проверить, не фейк ли очередная душещипательная новость (например, фейк про собак кинологической службы, которых вот-вот усыпят, всплывает в ленте раз в пол-года).
Но самое главное – быть внимательными, когда речь идёт об информации, применяемой к самим себе. Знать, к какой школе относится техника. Посмотреть на адептов. Разузнать, какие у техники побочные эффекты (а они есть почти у всех – вот у нас, у кундалинщиков, часто за счёт накопления мощи раздувается эго, так его растак, потом ходишь и не знаешь, куда деть).
Эра Водолея – это время, когда границ действительно становится меньше, и делается открытым то, что было скрыто раньше. Но у границ есть одна важная функция – они не только сдерживают, но и защищают, подобно тому, как родительский запрет защищает ребёнка от необдуманных поступков. Сейчас эта защита исчезает, потому что, как мне хочется верить, мы становимся взрослыми – более осознанными, стремящимися к поиску ответов на экзистенциальные вопросы, к поиску смысла. И конечно, на этом пути очень важен опыт. И, наверное, на этом пути не обойтись без шишек, без потери ориентиров, без разочарований. Главное для ищущего – не убиться (хотя бы раньше времени).
Хотя, говорят, что и об этом волноваться нечего. Все просветлеем, не в этой жизни, так в следующей. Ну или хотя бы через одну.