Нужны ли Бандхи в практике асан
Про бандхи легко можно написать книгу, впрочем, книги об этом уже написаны. Бандхи бесспорно важны при практике йоги. Поэтому до сих пор периодически ломают копья — нужны ли бандхи при практике асан и какова их роль. Внесу свою лепту и я.
Для начала, что такое бандхи? В переводе с санксрита бандха означает «замок». Обычно выделяют три бандхи — Джаландхара-бандху, Уддияна-бандху и Мула-бандху. Четвертая — Маха-бандха, является комбинацией всех трех вышеперечисленных. Смысл изначально в них был чисто энергетический — выполнение этих трех бандх пробуждает спящую кундалини и направляет ее в сушумну (Йогатаравали). На физическом уровне это происходит за счет напряжения определенных мышц, в результате чего наблюдается энергетический эффект. В результате чего он возникает? Ответ довольно банален — в результате интенсивной работы мышц-антагонистов вокруг сустава и миотатического рефлекса окружающих мышц, которые все вместе в результате сжатия изменяют режим циркуляции крови и энергии по телу.
Сейчас мы подходим к ключевому вопросу. В сути своей бандх может быть много. То, что делают в тайском массаже, — открытие ветра рук, ног, живота, головы — это тоже бандхи. В тайском массаже напрямую перекрывают кровоток, при открытии ветра рук — в подмышечной артерии, при открытии ветра ног — в бедреной. И делают это несколько раз. Этим активизируется кровоток и стимулируется энергоснабжение определенной части тела, происходит сильное влияние на ток энергии по каналам.
Теперь следующий важный вопрос: а нужно ли вообще делать бандхи крупные и более мелкие в асанах? Безусловно, смысл бандх изначально чисто энергетический и применяются они максимально эффективно во внутренних практиках. Именно в этом их основная роль и эффект. Но даже при выполнении практики на физическом уровне в выполнении бандх есть много плюсов, основным из которых является безопасность выполнения асан и тонкая энерго-информационная работа в асанах. Подтянутый сустав, как правило, предохраняет от травм, поэтому на новичковых классах имеет смысл делать на этом особый акцент.
В йоге много бандх, которые в традиции бандхами почему-то не называются, но по сути таковыми являются. Вообще бандха возможна на уровне каждого сустава или суставного комплекса тела. Таким образом, мы находим по три бандхи на руках (мани-бандха — запястья, курпара-бандха — локти, амса-бандха — плечи) и по три на ногах (кульпха-бандха — голеностоп, джану-бандха — колени, кати-бандха — тазобедренные). Таким образом, когда преподаватель на классе говорит подтянуть коленный сустав, он, по сути, говорит сделать бандху коленного сустава.
В то же время я хотел бы подчеркнуть один нюанс. Есть обязательные бандхи при выполнении асан, а есть не обязательные. И это индивидуально. Это зависит от текущей карты напряженностей-расслабленностей в теле практикующего и того, чего мы хотим добиться конкретной асаной. Например, выполняя бхуджангасану мы можем сделать корневой замок, что сделает поясницу менее подвижной и позволит больше задействовать грудной отдел, либо наоборот, не делать и уйти в предельный прогиб, полностью используя возможности поясничного отдела позвоночника. Все это я подробно разбираю на курсах по правкам и отстройкам в асанах.
Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу индивидуализации практики, даже на групповых занятиях. Как можно заметить, нельзя сказать, что напряжение всех мелких и крупных бандх при выполнении асаны полезно абсолютно всем, это очень индивидуальный аспект, который может показать и подсказать опытный преподаватель. Кому-то наоборот может быть показано распускать сустав, расслабляя мышцы вокруг него. А если это не получается, например, из-за хронического перенапряжения мышц вокруг определенного сустава, то есть определенные способы, как можно помочь практикующему это сделать. Но это уже тема отдельного, не менее интересного разговора.