Ретрит випассана – что это и стоит ли ехать?
Випассана – это буддийский термин на палийском языке, на санскрите он звучит как випашьяна, что означает «проникновенное видение», глубокое созерцание реальности как она есть.
Наше привычное восприятие неадекватно реальному положению вещей. Ум человека «по умолчанию» обусловлен кармой и дает картину, искаженную в той или иной степени. В буддизме это называют неведением (авидья). На то, как мы воспринимаем явления, влияют эмоции, аффекты, корень которых – замкнутое на себя эгоцентричное сознание.
Наше зеркало искривлено и покрыто многовековой пылью таких вот наработанных автоматизмов, которые называют омрачениями: наше восприятие действительно становится мрачным, тяжелым, жизнь с таким умом полна страданий.На все, что нам не нравится, мы реагируем болезненно, и даже то, что нам приятно, тоже несет страдания, поскольку мы непременно хотим заполучить это, присвоить себе так или иначе. Эти обусловленные реакции ежемгновенны и непрерывны, что создает рябь, а нередко и шторм на поверхности океана сознания. Мы полностью вовлечены в этот поверхностный режим, ум мечется от одной реакции к другой. Выйти из этого режима нелегко, даже его осознав. Поэтому далеко не все растиражированные практики приводят к желаемым результатам.
Медитация випассаны, особенно при интенсивной практике на ретритах 10 дней, нацелена именно на то, чтобы вернуть нашему зеркалу изначально чистую способность отражать вещи как они есть. Мы разворачиваем взгляд с внешних событий внутрь, на собственный ум, и наблюдаем за своими реакциями. Например, если направить внимание на ощущения в теле и отличить их от сопровождающих психических процессов, оказывается, что они не одно и то же, и основную болевую нагрузку приносят именно производные «переживания по поводу».
В отличие от разнообразных психологических методов, випассана не потворствует попыткам «разобраться в себе» и нескончаемым самокопаниям, а направлена на прямое распознавание механизма, приводящего в действие нашу психику и непрерывно воссоздающего ту картину мира, в которой мы заключены как в клетке. Она буквально перепрограммирует, перенастраивает ум на безличностный режим восприятия, наблюдения за своими эмоциями: вместо «я разгневан» констатируем «присутствует гнев», вместо «мне больно» – «есть боль». Мы не следуем за своими мыслями по поводу реакций, но просто созерцаем эти мысли как все те же феномены, когда они появляются.
Один из первых признаков того, что практика вышла на новый уровень, – восприятие мира становится необычайно свежим, новым, «заново рожденным». В какой-то момент вы обнаруживаете, будто с глаз спала часть пелены: восприятие мира становится намного шире и богаче, вплоть до того, что и физическим зрением вы видите больше, чем раньше. Начинаете замечать, сколько в жизни света и красоты, не зависящих от ваших «хочу» и «не хочу».Древнее учение включает и второй обязательный компонент. Это медитация саматха, или шаматха, практика безмятежности, успокоения ума. Неслучайно оба вида медитации в буддизме практикуются вместе: проникновение в глубину возможно только в сочетании со способностью к устойчивому сосредоточению и пребыванию в покое. В этом ключ метода, ведущего к освобождению от страданий сансары. «Сансара» не что иное, как тот самый искаженный режим восприятия, подернутого рябью.
Но почему бы не практиковать дома? Для чего нужен ретрит випассаны?
Традиция уходить в затворы (уединения) и на ретриты (медитативные собрания) принята в буддизме издавна. Это способ успокоить ум, отстранившись от привычных условий жизни. В светском формате это практикуется в виде коротких ретритов, на 3 дня, или более продолжительных.
В отличие от буддийских затворов, светские ретриты практически лишены ритуальной стороны, здесь не принимают обеты послушника, однако есть определенный набор правил, который соответствует пяти основным пунктам нравственного кодекса буддистов-мирян (отказ от причинения вреда, воровства, лжи, сексуальных отношений, алкогольных напитков и вредных веществ) и часто дополняется практикой благородного молчания, что позволяет избежать лишних отвлечений. Остается и строгий распорядок дня с ранними подъемами, длительными медитативными сессиями, прекращением связи с внешним миром на весь период ретрита. Обет не причинения вреда живым существам предполагает, как правило, вегетарианское питание. В школе Трёх путей режим более свободный, а випассана понимается более широко и включена в комплекс интегральных практик, задействующих тело и психику на всех уровнях, что в значительной мере усиливает эффективность ретрита. Благодаря тому, что акцент здесь сделан прежде всего на медитации метта (развитие доброжелательности и сострадания), а саматха и випассана практикуются одновременно в контексте анапанасати (наблюдения за дыханием), глубокие состояния – джханы (дхьяны) – достигаются достаточно быстро.В отличие от практики в домашних условиях, формат ретрита дает существенно больший эффект. По большому счету, это уникальная возможность получить сколь-либо глубокий медитативный опыт за короткий срок, что даст вам ориентир для дальнейшей практики и позволит более быстро менять свою жизнь к лучшему. Для жителей Москвы и Подмосковья доступны ретриты випассаны по Гоенке и ретриты по интегральной методике випассаны в школе Трёх путей.