В партнерстве с наукой: как медитация может изменить мир

В партнерстве с наукой: как медитация может изменить мир

При поддержке Далай-ламы XIV нейрофизиолог Ричард Дэвидсон основал Центр исследований здорового сознания, одна из миссий которого — изучение оптимальных путей развития медитации сострадания.

Идея этого исследования родилась много лет назад, во время одного из интенсивных многодневных диалогов Далай-ламы с небольшой группой ученых. В центре внимания этого диалога была тема деструктивных эмоций. В какой-то момент встречи Далай-лама повернулся к Ричарду Дэвидсону и сказал, что на самом деле в тибетской традиции существует множество проверенных временем техник управления деструктивными эмоциями. Возьмите их, сказал он, выведите за рамки религиозного контекста, тщательно изучите и, если убедитесь в их эффективности, распространите среди всех людей.

Эта задача и стала основным направлением деятельности исследовательской лаборатории под руководством Ричарда Дэвидсона, который с тех пор стал близким другом и единомышленником Далай-ламы. Когда я спросил у Далай-ламы, кем из известных ему ученых он восхищается больше всего, он назвал нескольких ученых и добавил: «И, конечно же, Ричи».

При поддержке Далай-ламы Ричард Дэвидсон основал Центр исследований здорового сознания, одна из миссий которого — изучение оптимальных путей развития сострадания. К настоящему моменту исследователи разработали и протестировали учебную программу, направленную на воспитание доброты среди детей дошкольного возраста. Эта программа включает в себя целый комплекс игр и упражнений; например, в ходе одного из них дети дают самим себе и друг другу обещание: «Пусть все, что я думаю, говорю и делаю, не причиняет никому вреда и всем помогает».

Еще одно упражнение заключается в том, что дети должны заработать «семена доброты», а затем посеять их в нарисованном на большом плакате «саду доброты». В упражнении под названием «Помощники на животе» дети должны лечь на спину, положить на живот любимую мягкую игрушку и сосредоточиться на том, как поднимается и опускается игрушка вместе с их вдохом и выдохом. Эти и другие подобные игры и упражнения направлены на то, чтобы помочь детям дошкольного возраста научиться успокаивать себя и стать добрее.

Известно, что в возрасте четырех–пяти лет дети вступают в очередную стадию развития, когда они становятся более эгоистичными, эгоцентричными и сосредоточенными на себе. Чтобы определить эффективность вышеуказанной программы, спустя полгода участвовавшие в ней дети были подвергнуты соответствующему тестированию. Каждому ребенку было выдано некоторое количество красивых стикеров (в этом возрасте дети очень любят стикеры), которые их попросили разложить по нескольким конвертам: на одном конверте была наклеена фотография самого ребенка, на втором — фотография его лучшего друга, на третьем — фотография незнакомого ребенка, а на четвертом — фотография больного ребенка.

Тестирование показало, что дети из контрольной группы распределили стикеры более эгоистичным образом, чем дети, в течение полугода проходившие обучение по программе воспитания доброты. Это означает, что при должном обучении можно преодолеть естественную склонность детей этого возраста к эгоизму. И такому изменению подвержены не только дети, но и люди любого возраста.

Во время своего первого визита в Центр исследований здорового сознания Ричарда Дэвидсона в Висконсинском университете Далай-лама увлеченно интересовался каждым устройством — магнитно-резонансными томографами, ПЭТ-сканерами и другими. Но больше всего его внимание привлекла оборудованная точнейшими инструментами лаборатория, где проводятся исследования с использованием датчиков мозговой активности.

«Если бы у меня были такие инструменты, когда я был молод», — сказал Далай-лама с оттенком печали в голосе. Страсть Далай-ламы к науке уходит корнями в его отроческие годы в Лхасе, где он любил возиться с часами и другими механизмами, включая два старых автомобиля, волей судьбы оказавшиеся в этом далеком городе (носильщики перенесли их по частям через горные перевалы). Он собственноручно ремонтировал генераторы, обеспечивавшие электрическим освещением огромный древний дворец Потала.

Однажды я спросил Далай-ламу: «Почему вас, воспитанного для роли религиозного лидера, так сильно интересует наука?» «Духовность и наука, — ответил он мне, не противоречат друг другу, а, скорее, являются альтернативными стратегиями исследования мира». Далай-лама считает, что они должны работать в партнерстве друг с другом, особенно на службе у сострадания. Как основа для этики сострадания, говорит он, наука способна апеллировать к более широким массам людей, чем любая религиозная вера.

Объясняя свой интерес к науке репортеру из The Wall Street Journal, Далай-лама говорит о ней с точки зрения этики и универсальной потребности людей в обретении внутреннего покоя и разрешении своих проблем. «Если бы я предложил людям методы буддизма, — сказал он, — они бы сочли это “всего лишь религией” и не стали бы меня слушать. Но если наука скажет, что эти методы работают, то люди примут их с гораздо большей готовностью».

В последующие годы своей жизни в Индии Далай-лама активно искал контакты с учеными, некоторые из которых стали его наставниками. Среди них был ныне покойный врач и нейробиолог Роберт Ливингстон («Боб») из Калифорнийского университета в Сан-Диего, которого Далай-лама вспоминает с большой любовью и который несколько раз посещал его в Дхарамсале,став его научным консультантом и наставником.

Во время своих многочисленных визитов на Запад Далай-лама регулярно встречался с выдающимся британским квантовым физиком Дэвидом Бомом и его немецким коллегой Карлом Фридрихом фон Вайцзеккером, а также с Вольфом Зингером, на протяжении многих лет руководившим исследованиями мозга в Институт имени Макса Планка в Германии. Философ Карл Поппер объяснил Далай-ламе принцип «фальсифицируемости», который гласит, что научные гипотезы должны быть сформулированы таким образом, чтобы они могли быть либо опровергнуты, либо подтверждены дальнейшим тестированием — правило эмпирического подхода, которым восхищается Далай-лама.

Он продолжает встречаться и с Полом Экманом. Далай-лама любит «интеллектуальные спарринги» с такими зрелыми учеными, которых он находит «более открытыми и объективными, чем бывают многие религиозные люди». «Наука не делает между людьми различий по вере или национальности, — говорит Далай-лама. — В научном сообществе царит подлинный интернационализм». Такую непредвзятость он считает еще одним важным достоинством науки.

В то же время, будучи в высшей степени открытым для научных взглядов и знаний, Далай-лама не готов отказаться от своего религиозного мировоззрения ради слепой веры в науку. Он рассматривает науку как еще один путь постижения реальности, ограниченный своими методологиями и предположениями, как еще один способ познания. Наука хорошо изучила некоторые аспекты реальности, но далеко не все.

«Даже сами ученые испытывают эмоции, которые создают им проблемы, — продолжает Далай-лама. — Если благодаря науке мы сделаем полезные открытия, которые подскажут нам, как уменьшить наши деструктивные эмоции и стать счастливее, это поможет и ученым!» Одно из наиболее провокационных заявлений Далай-ламы: то, что у нас принято считать «психологической наукой», находится на уровне «детского сада», когда речь идет о человеческом разуме. Современной психологии, считает Далай-лама, «необходимо развивать более глубокие знания и особенно методы борьбы с разрушительными чувствами».

Хотя многие мои коллеги-психологи не согласны с этим утверждением, я нахожу в нем зерно истины, в частности, сравнивая древнеиндийскую психологию с современной психологией в такой области, как уменьшение силы негативных эмоций и культивирование позитивных эмоций и отношений, таких как спокойствие и сострадание.

Отрывок из книги «Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше» публикуется с разрешения издательства «Альпина-Паблишер».

21, 22 и 23 июля один из самых влиятельных нейрофизиологов мира, единомышленник Далай-ламы Ричард Дэвидсон и ведущий инструктор сообщества «Тергар», ученица Йонге Мингьюра Ринпоче Мёшин Келли проведут вечернюю дискуссию и двухдневный семинар «Медитация и мозг», в ходе которого расскажут о результатах новейших исследований в области влияния медитации на мозг, а также познакомят всех желающих самыми эффективными техниками медитации.

Регистрация и билеты на лекцию: tergar.ru

Регистрация и билеты на семинар: tergar.ru