Медитация – путь к пониманию природы нашего «Я»

Медитация – путь к пониманию природы нашего «Я»

В начале практики медитации мы учимся овладевать своим вниманием – мы учимся фокусировке, учимся подчинять его не хаосу внешних обстоятельств, а нашей воле. Этому способствуют также и болевые эффекты, проявляющиеся в теле. Ведь тело для нашего сознания – это тоже «внешнее обстоятельство». Болит оно из-за того, что мы не насыщены вниманием, наши каналы заблокированы и пусты. Фокусируясь на болевых местах в теле или наоборот, всеми силами уводя внимание от восприятия боли, мы учимся управлять своим вниманием.

Эта ступень – подготовка к медитации, но даже эта ступень уже сама по себе является медитацией в более широком понимании. Во время такого воспитания себя мы незаметно перемещаем базис нашего мировоззрения все ближе и ближе к восприятию тонкого (духовного) мира. Именно так происходит утончение восприятия – через труд и боль, а не через обсуждение книг про «энергии вселенной» в уютной кафешке.

Если мы будем хотеть видеть тонкие процессы без изнуряющей практики воспитания внимания, то мы неизбежно начнем играть в фантазии. Большое число людей живут в мире эзотерических фантазий. Это очень удобно – наслаждаться и не платить за это трудом и болью. Все, что нужно – это прочесть пару книг про «энергетику» и дать волю фантазии в тесном кругу начинающих «экстрасенсов». Увы, даже за такое сомнительное удовольствие однажды придется заплатить. Ведь эти фантазии – это не подарок, а кредит.

Существует еще одно расхожее заблуждение, что медитация – это уход внимания от тела, то есть когда мы его перестаем чувствовать и т.д. Может оно и так. Да только стремиться к таким ощущениям нельзя. Мы можем попасть в очередную красоту (прельщение) буйных фантазий нашего ума.

И вот почему. Прежде чем наше внимание будет способно уйти от тела, нам нужно пережить еще один важный этап – это приход внимания в тело. Вы считаете, что Ваше внимание уже в теле? Не торопитесь, приход внимания в тело может занять не один год упорного труда. У большинства начинающих практиков внимание только в голове. Мы внимаем лишь нашим мыслям – нескончаемому описанию мира. Но это описание – есть ложь, порожденная нашими загрязнениями. Даже с собственным телом мы взаимодействуем через мыслительный процесс.

Поэтому самый короткий путь в медитацию «без тела» лежит через тело. Нам надо насытить тело вниманием. Из головы (из потока мыслей) нам легче всего выйти в ту область, которую мы хотя бы как-то очерчиваем в своем уме – это наше тело. Мы хотя бы знаем, где его искать – где-то ниже головы.

Потому-то наше тело и болит в медитациях, что мы его не чувствуем, что нет в нем нашего внимания. И если при этом под влиянием каких-то справочных руководств или сомнительных «учителей» мы пытаемся покинуть тело, то это не практика, а глупость. Как мы можем его покинуть, если нас там еще нет?

Для начала нам надо покинуть голову, в которой нам так уютно рисовать себе процесс покидания тела и прочие воинские подвиги.

Когда мы покидаем область мыслей – мы оказываемся в состоянии первичной медитации. Мы видим некоторое пространство внутри себя, похожее на сосуд. Мы смотрим внутрь этого сосуда, мы его чувствуем. Если такое происходит, значит, нам удалось переключить внимание от непрерывного пребывания в потоке мыслей (внутреннего диалога, визуальных образов и эмоциональных переживаний) на нечто иное по своей природе. Это нечто и есть наше тело в одном из ракурсов рассмотрения. Это уже не думанье про тело, а само тело. Мы внимаем тело.

Можно сказать, что так открывается вход в медитацию.

Существует множество положений сознания, из которых мы можем воспринимать наше тело, а также другие странные вещи. Однако в основе правильного восприятия тонкого мира лежит наша душевная чистота. Именно чистота не позволяет нашим фантазиям бежать впереди нашего реального опыта. Источник всех фантазий – это наши внутренние нарушения. И путешествие к «свету» может оказаться фантазией, если мы не будем трудиться над очищением нашего повседневного сознания, очищения «корней» нашего существа, то есть самых потаенных и глубоких травм. Так подлинное путешествие вверх начинается с путешествия вниз.

Теперь вы видите, что медитация – это не нечто запредельное. Наоборот, эта техника позволяет двигаться нам к естественному состоянию человека. Это чистое состояние стало запредельным для нас вследствие нашей бездуховности. Именно отделенность от Духа порождает скованность сознания, загрязнения души и миражи восприятия. Суждения окружают наше тусклое сознание. Это формирует ложную реальность – мы воспринимаем не мир, а совокупность наших травм и пустых фантазий.

Медитация предлагает нам вырваться за пределы этой псевдо-реальности в мир радости и настоящих открытий.

Когда-нибудь нам всем предстоит проделать этот путь к пониманию природы нашего «Я».

Предыдущую часть статьи читайте здесь


Илья Бондаренко – основатель Академии медитации (www.meditationacademy.ru), автор интегральной методологии, которая помогает практикующим преодолеть заблуждения и внутренние ограничения, удалить управляющие подсознательные программы и достичь состояния полной внутренней гармонии.

Фото: aerialtheyogi/instagram.com