Изучение иностранного языка как способ медитации

Изучение иностранного языка как способ медитации

Какая картина обычно возникает у человека при упоминании об иностранном языке? Наряду с общими фразами «конечно, это необходимо в наше время», «эх, все никак не могу начать», «ой, мне так трудно даются языки, наверно просто нет способностей», «это мне сейчас не по карману» и т.д., довольно часто можно услышать: «языки просто обожаю», «как же мне интересно», «я так легко запоминаю» и прочее. Так почему же один и тот же процесс столь по-разному воспринимается?

Дело в том, что есть ученики, которые работают на результат, а есть те, для которых сам процесс ничуть не менее важен, а иногда и имеет большее значение. Когда человек сконцентрирован исключительно на результате, который очень часто особенно при первых шагах не так заметен, то все его усилия ничего не дают взамен, результат он увидит нескоро, и процесс изучения языка постепенно теряет смысл, ослабевает мотивация. К примеру, занимаясь в группе, такой человек, будет спрашивать преподавателя: «Когда я пройду этот уровень, сколько их вообще нужно, чтобы выучить английский?». Получив результат теста, он обязательно узнает, как написали остальные, причем по его реакции, становится понятно, что его не особо интересуют успехи других, главное, что «да! да! да! у меня балл выше всех!». Конечно, в этом ничего ужасного нет, наверно, это может даже стимулировать к учебе, но этот же самый ученик, получив затем несколько раз низших балл, разочаруется и решит, что «языки – это не мое» и «зачем я вообще потратил столько времени на это все, результатов нет…».

Но существует совершенно иной подход. Изучение языка может не только иметь чисто лингвистическую пользу, но и влиять на наш эмоциональный фон, восприятие различных ситуаций. Как-то еще перед самым первым уроком, одна из моих будущих учениц, прибираясь на своем столе в конце рабочего дня и собираясь на наше занятие, с улыбкой поделилась: «Ой, как же мне хочется попробовать уже скорее, так интересно, прям дождаться не могу, когда начнем заниматься…!». Такое радостное предвосхищение невозможно было не заметить и не поймать себя на мысли, что тоже улыбаешься в ответ. Результаты нам, конечно, всем нужны, но ей само время занятия было в удовольствие. Как будто в 18-00 усталость куда-то исчезала, и начинался новый день. При таком подходе сам процесс приобретает особую значимость и в этом смысле можно его рассматривать как один из способов медитации.

Как известно, «медитация» в переводе с латинского (meditatio) обозначает «размышление». Хотя во многих направлениях этот термин имеет свои особенности, но одной из общих является сосредоточенность. Когда мы открываем учебник, начинаем погружаться в значение слов, их взаимосвязь, осваиваем совершенно новые для нас структуры, мы настолько концентрируемся на материале, что можем не следить за временем, отключиться от повседневности. В результате такой «перезагрузки», когда мозг получает новую задачу, нить к решению ранее существующей проблемы не только не теряется, но скорее наоборот, совершенно необъяснимым образом может озарить человека, уже отчаявшегося найти выход.

Наверняка не раз замечали, что чем дольше над чем-то думаешь, стараешься вспомнить что-то, тем сложнее найти то, что нужно. Но стоит отвлечься, забыть на время, как ответ сам приходит. Наша жизнь полна такими примерами: направить на нужную мысль может даже реплика актера в театре, строчка из песни на радио, сюжет фильма или тема, предложенная студентам для обсуждения. Несколько раз слышала от учеников после урока: «Ой, так хорошо отвлеклась, словно переключилось в голове что-то» или «У меня день был сегодня неудачный, сил не осталось, а сейчас такое настроение хорошее».

При изучении языка можно пробовать, а еще лучше совмещать разные формы: и в группе, и индивидуально с преподавателем и самостоятельно. Когда занятия входят в привычку, и каждый раз положительно подкрепляются новыми эмоциями, учат распределять свое время, тогда они воспринимаются не как необходимость, а как что-то важное и нужное, то без чего невозможно представить день.

Причем можно помочь себе, сделать сам процесс погружения в систему языка, еще более значимым, приносящим хорошее настроение, заряжающим на целый день. Разве не чудесно заварить любимый чай, насыпать горсть ароматного печенья, взять наточенный карандаш и начать записывать слова в красивую тетрадь, освещенную утренними лучами? Это время может стать любимым и долгожданным, что сделает и без того полезный процесс поистине минутами блаженства, когда все вокруг исчезает, когда хочется хотя бы на 30 минут отвлечься от повседневной суеты, побыть со своими мыслями…

Что касается результата, то при стабильных и непрерывных занятиях, он не заставит себя ждать, для этого вовсе необязательно после каждой недели обучения упрекать себя «ну вот, занимаюсь-занимаюсь, а как не могла говорить – так и не могу…». Когда сам процесс приносит удовольствие, настраивает на нужное состояние, результат незаметно и удивительным способом постепенно, но уверенно будет вырисовываться всё ярче и ярче. А уж момент, когда получается сделать то, что раньше никак не удавалось, пожалуй, несравним ни с чем. Кто-то, впервые правильно выполнив асану в йоге, целую неделю будет сиять радостью.

Подобные чувства испытывает и человек, впервые совершенно случайно услышавший диалог героев фильма и за дублированными голосами, уловив смысл разговора уже на новом языке, тоже поймает то самое физическое чувство вспыхнувшей радости от своего маленького, никому незаметного, но такого приятного достижения. Однажды, стоя в очередь на выставку, услышала, как 2 итальянские туристки не могли понять, почему им дали 1 билет, хотя их двое. Мои знания итальянского языка тогда были очень небогатые, но их проблему я поняла и уже на английском объяснила, что в билет вписаны 2 человека. Уже по дороге домой мысленно все-таки построила ту же фразу, но на итальянском. Язык мы учим не для тестов и оценок, а для таких моментов, когда понимаешь, что «оказывается уже можешь и помочь даже». Воодушевляет невероятно!

Вообще, у занятий йогой и языком можно найти очень много похожего.

  • Во-первых, конечно, необходима стабильность и постоянство занятий, Чтобы вода не остыла, ее нужно держать на медленном огне, а не кипятить или выключать на несколько недель и заново нагревать. Как можно винить преподавателя, что до сих пор не получается асана или путаются времена и предлоги, если занимаетесь 2-3 раза в месяц?
  • Во-вторых, нужен наставник, который расскажет о тонкостях, убережет от возможных ошибок, и потом человек сможет заниматься самостоятельно. Самое главное, чтобы именно хороший наставник встретился на пути. 
  • В-третьих, вопреки сложившимся стереотипам и отговоркам, вовсе необязательно быть богатым, чтобы иметь возможность заниматься. Никогда не замечали, как часто можно встретить людей, которые, не имея денег на дорогой фитнес клуб, подтягиваются на турнике во дворе, катаются на велосипеде по утрам, летом бегают по парку после работы? Да, можно бесконечно восхищаться их силой воли и с досадой провожать их мыслью: «Эх, мне бы так…». А можно просто сказать себе: «Так, на год, конечно, загадывать не буду, а хотя бы одну неделю попробовать точно могу!» и просто начать заниматься… просто начать… Если это ваше – поверьте, выкинуть из своей жизни вы это уже не сможете, нужно просто начать, тогда и наставник появится и время освободится. Как часто мы убеждались, что большой путь начинается с маленького шага.
  • В-четвертых, такие занятия помимо главных достоинств, косвенно влияют на нашу жизнь. Например, самодисциплина, организованность – качества, которыми могут похвастаться очень немногие. Самообразование является одним из лучших способов их тренировки. Теперь, когда, несмотря на занятость на работе, желание пощелкать телевизор перед сном, вместо того, чтобы сидеть в интернете, рассматривая чужие фотографии, чужие страницы, сравнивая с собой и постепенно только раздражаясь, мы можем погружаться в совершенно другую плоскость информации, уединяться с собственными мыслями, размышлять, сравнивать похожие языковые тонкости. Причем, цепная реакция не заставит себя долго ждать. Самоорганизованность, вошедшая в привычку на занятиях, способность сконцентрироваться, обычно переходит и в другие сферы нашей жизни: мы перестаем опаздывать, вовремя сдаем отчеты на работе. Таким образом, бОльшая загруженность нас дисциплинирует намного лучше, чем масса свободного времени, которое в большинстве случаев тратится совсем не на полезные вещи.
  • И последнее. Как говорят англичане, last but not least (последнее в списке, но отнюдь не по значимости). Единого шаблона, успешного для всех не существует, этот путь индивидуален, и в этом его загадка и прелесть. То, что объединяет путешественников, решивших сделать шаг на его пути – это огромное желание двигаться вперед в своем развитии, готовность трудиться и уверенность, что качество и радость процесса, рано или поздно выльются в результат.