Зачем детям заниматься йогой?

Зачем детям йога — вечная тема вопросов родителей, только начинающих изучать её возможности и примерять к задачам развития своего ребёнка. Несмотря на многие годы открытого присутствия йоги в наших широтах, мнения о том, что именно происходит (или должно происходить) на занятиях йогой и зачем люди туда ходят, по-прежнему разнообразны. Контекст того, что в занятиях участвуют дети со всеми их особенностями темпераментов, интересов, настроений, состояний здоровья, и вовсе добавляет интриги.

В одном из московских детских реабилитационных центров — одном из мест, где я веду занятия, маленький мальчик прямо на входе в зал спросил, будем ли мы сегодня сидеть на гвоздях, а мама его добавила: «Просто у нас фамилия Гвоздевы!». Посмеявшись вместе над таким совпадением, мы договорились на том, что гвозди отложим, а начнём с того, что научимся делать тело мягче и гибче, чтобы оно слушалось хозяина и могло делать больше разных движений. У маленького мальчика ДЦП – детский церебральный паралич такой формы, при которой мышцы находятся в постоянном напряжении, и по этой причине диапазон движений очень ограничен — на момент нашего знакомства парень только начинал учиться вставать на ноги самостоятельно.

Объяснив мальчишке, что он может сам управлять своим дыханием — делать глубокий вдох и выдох, мы пошли дальше, пробуя совмещать дыхание и простые движения тела. Как же он был удивлён, обнаружив, что тело ведёт себя по-разному на вдохе и на выдохе, и что, оказывается, его жёсткость и мягкость может меняться не только сама по себе, но и по «просьбе» хозяина — и при этом ему не больно, не страшно и не скучно, как часто бывает на всяких физкультурно-оздоравливающих занятиях. Несмотря на то, что мальчишке всего лет пять, он быстро почувствовал эту разницу в своих ощущениях и с огромным интересом продолжал заниматься.

Чтобы это случилось — осознание того, что мы сами в какой-то (или в большой) степени можем влиять на своё самочувствие, на состояние своего тела и ума – ребёнку не обязательно иметь ДЦП, но обязательно заниматься с преподавателем, чётко ставящим такую задачу и умеющим донести это понимание на практике — на интересной и понятной ребёнку практике. На мой взгляд, именно затем и нужна йога — чтобы передать ребёнку это понимание с помощью всех тех разнообразных методов, которыми располагает йога.

И что в итоге? В итоге на наших занятиях мы с ребятами не смотрим на часы, и время пролетает незаметно, пока мы учимся регулировать дыхание, пробуем делать непривычные в обычной жизни движения и формы тела или не делать вообще никаких движений снаружи, но внимательно наблюдать за тем, что происходит внутри — а внутри у наших детей целый мир. «Кааааак, уже конец занятия????» – неизменно удивляется 6-летняя Соня вот уже третий год :) А Сонина мама радуется, какая у дочери прекрасная осанка и прямая спина — зачем пришли, то и получили, и никаких гвоздей!


Виктория Занкина – специализированный детский преподаватель йоги, первый в русскоязычном пространстве сертифицированный преподаватель западных методов YogaKids® и Yoga For The Special Child®, а также ученица индийских мастеров, в чьих традициях принята передача знаний йоги детям. Изучает йогу с 2000 и с 2005 ведёт как обычные, так и специальные занятия для детей с особенностями развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП и другие).

Фото: laurasykora / instagram.com