Практика асан как движение от Пратьяхары к Самадхи – часть 3: состояние Самадхи

Практика асан как движение от Пратьяхары к Самадхи – часть 3: состояние Самадхи

3. Когда выполнены все действия, необходимые для принятия финальной формы асаны, выполняется уход в голову, перенос явного присутствия в голову как в расслабленную целостность. За счет этого включенное в работу тело переходит в фоновый режим осознания. Это вновь состояние Дхараны. Здесь йогин концентрируется на расслабленной голове и, одновременно, на участках тела, включенных в работу.
Поскольку у каждого включенного участка тела свои особенности работы, своя готовность к высокому уровню интенсивности работы и к удержанию этого уровня в течение значительного времени, то уровень интенсивности одновременно осознаваемых в фоновом режиме включенных участков «скачет». Он то проявляется как высокий, когда йогин своим сознанием чуть более явно присутствует в данном участке тела и добавляет ему работы, то проваливается вниз, когда йогин свое присутствие переносит в другие участки тела, слегка отпуская покинутый участок. При этом включенные участки поочередно переходят из фонового режима осознания в режим явного присутствия. И йогин, пройдя таким образом от одного участка тела к другому и убедившись в том, что все включенные участки работают именно так, как и должны работать, старается их удержать одновременно на одном уровне интенсивности.

     

В результате одного или нескольких таких переходов от участка к участку тело само определяет уровень интенсивности, приемлемый, комфортный для всех включенных участков и для тела в целом. И тогда йогин с чувством исполненного долга переносит сознание в расслабленную голову. Тело при этом как бы замирает. Что-то работает, находясь на одинаковом уровне интенсивности, что-то расслаблено, но сознание ничего не выделяет в теле, все едино во внутреннем осознании. При этом тело осознается в фоновом режиме, йогин своим явным присутствием находится в голове.
Голова осознается как расслабленная целостность. Если в теле среди включенных в работу и осознаваемых в фоновом режиме участков тела ни один не выделяется, то и в голове ни один из ее участков не выделяется в расслаблении, вся голова – расслабленная целостность. Йогин наслаждается таким состоянием и обнаруживает приближение и, в конечном итоге, наступление состояния глубокого комфорта.

Надежно обретя состояние комфорта, йогин может в течение некоторого времени наслаждаться этим состоянием. Чаще всего это состояние Дхараны, поскольку, несмотря на ощущение комфорта, одновременное явное присутствие в расслабленной голове и присутствие в фоновом режиме в теле не позволяет сформировать устойчивый поток внимания на объекты концентрации.
Убедившись в том, что состояние комфорта является устойчиво глубоким, йогин начинает как бы возвращать голову телу. Для этого он начинает голову из состояния осознания явного присутствия неспешно переводить в тот же фоновый режим осознания, в котором осознается все тело. Этот процесс занимает секунд 7 – 10 и по его завершении йогин обнаруживает, что начинает осознавать себя целиком, от подошв до кожи под волосами, что он обрел целостность. Это обретение состояния целостности всегда любопытно, интересно, радостно. Ведь состояние целостности в этот момент принимается впервые с начала входа в асану, с начала выполнения первого действия. При этом состояние глубокого комфорта сохраняется.
Однако это состояние осознания целостности отличается от того, которое йогин принимал в начале настраивания на предстоящее занятие. Если тогда йогин осознавал свое явное присутствие в каждой клеточке, то теперь он себя осознает целиком в фоновом режиме, на его внутреннем взоре как бы лежит легкая дымка, пелена. Более того, йогин дает себе установку на осознание себя везде в себе, в то же время нигде конкретно. Он обретает состояние Дхьяны.

         

Следует отметить, что полная, глубокая, абсолютная медитация на уровне Дхьяны возможна лишь при концентрации на себе целиком, на себе как на целостности. В этом легко убедиться, если постараться глубоко сконцентрироваться на дыхании в груди, на дыхании на срезах ноздрей, на дыхании в горле, на тепле в отдельных участках тела и т.п. Даже при закрытых глазах это в лучшем случае будет состояние Дхараны, поскольку будут идти внутренние помехи от осознания себя в других участках тела. Концентрация с открытыми глазами на свече, на звезде, на поплавке и т.п. будет сопровождаться серьезными внешними помехами. Здесь начинающему йогину будет сложно обрести даже состояние Пратьяхары.
Насладившись состоянием Дхьяны, йогин обращает внимание на свою кожу со всех сторон как на внешнюю границу своей плоти и обнаруживает, что во многих местах эта внешняя граница как бы растаяла, пропала и продолжает пропадать в остальных местах. Йогин отпускает свою внешнюю границу и в других местах. При этом плоть тела и головы, потеряв свои границы, начинает в разные стороны проникать в пространство, растворяться в пространстве. Происходит объединение йогина с миром, со Вселенной, с Богом. Это состояние Самадхи.

4. Возвращение из состояния Самадхи йогин осуществляет с более глубоким вдохом. Происходит осознание себя целиком. Это Дхарана. Из этого состояния йогин неспешно переходит в то исходное положение, из которого он начинал вход в асану. Чаще всего это либо положение лежа на спине или животе, либо положение сидя, либо стоя. Но в любом случае йогин стремится в этом промежуточном положении между асанами пройти путь от Дхараны к Самадхи.

Первое, что делает йогин, вернувшись в исходное положение, это размещает свое явное присутствие в кожу на грудной клетке со всех ее сторон и остается там. Тем самым осознается объем грудной клетки и принимается состояние Дхараны. В этом состоянии йогин может находиться от одного до нескольких циклов дыхания.
Убедившись, что дыхание после выполнения асаны стабилизировалось, йогин очередной выдох делает в грудную клетку. Этот выдох, во-первых, расслабляющий и, во-вторых, объединяющий йогина в единое расслабленное целое. Как это происходит? Поскольку йогин осознает явное присутствие в коже на грудной клетке со всех ее сторон, то выдох в грудную клетку с установкой на расслабление наполняет грудную клетку расслаблением в полном ее объеме. Этот выдох получается довольно продолжительным, поскольку дыхание после выполненной асаны стабилизировалось. За время спокойного, нефорсированного выдоха йогин не только успевает наполнить расслаблением всю грудную клетку, но позволяет расслаблению из грудной клетки потечь вниз и вверх. Расслабление, пошедшее вниз, наполняет брюшную полость, область таза, ноги от тазобедренных суставов до подошв, а пошедшее вверх - руки от плечевых суставов до пальцев и голову от горла и шеи до кожи под волосами.

По окончании этого выдоха йогин осознает себя как единое расслабленное целое. Это осознание закрепляется на протяжении паузы после выдоха. Йогин явно присутствует в каждой своей клеточке, осознавая и поддерживая ее расслабленное состояние. Для опытного йогина это состояние Дхьяны, для не самого опытного – Дхараны. У опытного йогина поток внимания на себя как на расслабленную целостность вполне устойчив, а у неопытного – подвергается воздействию помех. Время нахождения в этом состоянии – 40-60 секунд.

Далее йогин на свой внутренний взор, на внутренние ощущения как бы неспешно опускает легкую дымку, пелену и осознание себя как целостности переходит в фоновый режим. Йогин дает себе установку на осознание себя везде в себе и нигде конкретно.
Здесь важно отметить, что в ходе выполнения асаны тело йогина выполняло интенсивную работу в отдельных участках и после выхода из асаны в этих участках сохраняется остаточное последействие или, иначе, новизна как результат выполненной работы. Поэтому для того, чтобы в конечном итоге в промежуточном положении между асанами обрести состояние Самадхи, важно не концентрировать свое внимание, свое присутствие в местах, испытывающих новизну. Этому наилучшим образом будет способствовать осознание себя везде в себе и нигде конкретно. Это Дхьяна. Время нахождения в этом состоянии – 40-60 секунд.

        

Важно отметить что, принимая в различных ситуациях состояние Дхьяны, йогин может невольно обратить внимание на свое дыхание. Тогда нередко возникает соблазн затянуть и выдох, и паузу после него, поскольку именно в эти фазы цикла дыхания йогин обретает состояние необыкновенно глубокой внутренней тишины, абсолютного блаженства. Этого не следует делать. В противном случае дыхание собьется и все внимание будет направлено на успокоение дыхания. Состояние Дхьяны утрачивается. Истинная Дхьяна – когда дыхание будто останавливается. Дыхание остается поверхностным, вдох гораздо короче, чем выдох и, тем более, пауза после выдоха. При этом йогин своего дыхания не слышит, не чувствует.
Далее йогин обращает свое внимание на свою кожу со всех сторон как на внешнюю границу своей плоти и обнаруживает, что во многих местах эта внешняя граница как бы растаяла, пропала. Йогин, ожидавший именно такие ощущения в коже, отпускает ее как внешнюю границу и в остальных местах. При этом плоть тела и головы, потеряв свои границы, начинает в разные стороны проникать в пространство, растворяться в пространстве. Происходит объединение йогина с миром, со Вселенной, с Богом. Это состояние Самадхи.
Возвращение из состояния Самадхи йогин осуществляет с более глубоким вдохом. Далее йогин начинает выполнять следующую асану.

В заключение хочется подчеркнуть, что йога – это общение с собой, путешествие в себя, познание себя и непроизвольное развитие себя на всех уровнях на основе результатов познания.