Как практиковать осознанность с детьми
Практики осознанности помогают начать путь к самопознанию, внутреннему балансу и гармонии в отношениях. С их помощью многим удается значительно повысить качество своей жизни, изменить токсичные установки и убеждения, в том числе бросить курить, нормализовать вес, повысить иммунитет, улучшить сон и достичь других позитивных изменений. Всем лучшим всегда хочется поделиться с детьми. Но реально ли научить детей практикам осознанности и как это сделать?
Нет никаких ограничений относительно того, с какого возраста детей можно учить основам медитации на уровне, соответствующем их развитию. Малыши и так пребывают в прекрасном состоянии здесь и сейчас, они полны счастья и открыты миру. Но когда приближается школьный возраст, требования среды, сравнение с другими, убеждения взрослых и транслируемые ими идеалы начинают подрывать самопринятие маленького человека. Навык переключать фокус внимания становится актуальным. Для детей все легко и понятно, когда они смотрят на мир через призму игры и сказок. Начав практиковать осознанность, дети становятся более внимательными, восприимчивыми к информации и вовлеченными в учебный процесс. Эти изменения сказываются на всех их успехах и становятся залогом баланса и гармонии в их будущей жизни. Если задуматься о нашем жизненном ритме и о потоках информации, с которыми мы сталкиваемся, станет ясно, что осознанность – важный навык любого человека 21 века, необходимый для защиты от стресса и выгорания. И чем раньше ребенок схватывает суть, тем полезнее для него.Самое главное в вовлечении детей в практики осознанности – это пример родителей. Трудно приучить ребенка читать, если мы сами не отлипаем от гаджетов. При этом детям всегда любопытно, что делают взрослые, они сами проявят интерес к вашим практикам. Начните с формирования устойчивой привычки выделять 10-15 минут в день для себя. Возьмите за основу простую практику осознанного дыхания. Дыхание – это один из основных источников энергии. Есть две новости. Хорошая – мы все умеем дышать. Плохая – мы не дышим осознанно. Дыхание напрямую связано с нашими эмоциями. Когда мы пугаемся или нервничаем, то дышим неровно, быстро и поверхностно, если спокойны – ровно и неспешно, невозмутимы – медленно. В обратную сторону это тоже работает. Просто дышать детям может показаться скучным занятием, поэтому не бойтесь разнообразить процесс различными визуализациями. Руководите всеми участниками практики: попросите их перенести внимание на процесс дыхания.
Замечайте детали: паузу между вдохом и выдохом, движение воздуха, движение грудной клетки. Обратите их внимание на то, что важно не управлять дыханием, а следить за ним!
Понаблюдайте – со временем посторонние мысли исчезнут, и вы сможете сосредоточиться на дыхании. Для детей будет гораздо проще, если при этом они будут представлять себе шарик, надувающийся внутри на вдохе, который они с выдохом выпускают в небо. А может быть, это будет облачко в виде льва, а может быть, солнышко! Экспериментируйте с ассоциативными картинками.